Развитие детей – одна из самых важных задач, которая стоит перед родителями. Каждый ребенок стремится к познанию уже с самого рождения. Очень важно в этот момент не только позволить малышу узнать мир, но и правильно направить его активность.
Ребенок в 4 года должен уметь:
- выполнять простые движения за родителями;
- находить отличия между предметами;
- складывать пирамидку по цветам;
- начинать считать и решать простые логические задачи.
Именно в этом возрасте нужно развивать интеллект, мышление, воображение.
Использование игр позволит делать это просто и интересно. В этой статье мы сделали подборку самых интересных и развивающих игр для вашего малыша.
Познавательные игры для детей
Они позволяют не только концентрировать внимание и тренировать память, но и узнавать новые вещи и их названия. Эти игры включают большой арсенал всевозможных задач, выступающих как средство развития познавательной активности. Выполняют важную обучающую функцию.
Разложи по цвету
Есть четыре группы, в которых представлено большое количество предметов: цветы и растения, дома, игрушки, звери и другие. Все они находятся вместе, то есть, перемешаны.
- Ребенку предлагают все эти предметы разных цветов;
- Он должен рассортировать их все по цветовому признаку;
- После того, как он это сделает, нужно назвать цвета. Можно также проверить названия предметов.
В конце игры было бы неплохо вознаградить ребенка. Сладостями или каким-нибудь небольшим подарочком.
Кто где живет
Ребенку нужно определить, где проживает тот или иной зверек. Обычно для этой игры требуются дополнительные карточки с изображениями разных животных и местами их обитания.
- Перед ребенком раскладываются карточки, изображающие природные условия и места обитания животных;
- Даются карточки с изображениями зверей, птиц, насекомых;
- Малыш должен положить каждого зверька на туда, где он живет;
- После родители проверяют с малышом полученный результат.
Часть и целое
Проводится на природе. Можно задействовать всю семью, родственников, друзей. Все становятся в круг, в центре ведущий с мячиком.
- Центральный по очереди бросает мяч каждому участнику и называет какую-то деталь;
- Игрок должен поймать мяч и назвать предмет, к которому относится деталь (крыло – птица, листик – дерево, лепесток – цветок);
- Если ребенок замешкается или называет предмет неверно, то нужно подождать, пока назовет нужный;
- Выигрывает тот, кто даст больше всего правильных ответов;
- Победителю можно вручить вкусный приз.
Не задавайте сложных вопросов малышу, и делайте подсказки. Будет весело:).
Загадочный предмет
Проводится с несколькими детьми.
- Игрок выходит из комнаты;
- Те, кто остался, должны загадать какой-то один предмет и качество, которое будет говорить о нем;
- Когда игрок возвращается, он у каждого спрашивает задуманное слово. Например, круглый, большой, зеленый, сладкий, полосатый;
- Он должен догадаться, что это за предмет, который описывают – арбуз.
- Игра идет по кругу, как только один ребенок отгадал, выходит другой. Если он так и не догадался – загадывают другой предмет.
Интеллектуальные игры
Развивают творческие способности. Помогают формировать чувство коммуникабельности, коллективизма. Такие игры – отличная возможность развивать память. Состоит игра из нескольких этапов (конкурсы или раунды). Каждый из них проводится по определенному сценарию и оценивается ведущим. Часто действует система баллов.
Накрываем на стол
Домашний вариант игры, которую может провести каждая мама или папа. Не нужно никаких дополнительных инструментов.
- На кухне вместе с малышом родители или бабушка накрывают на стол.
- Задача малыша не только помочь все расставить так, как нужно, но и сделать это как можно быстрее.
- После ребенок должен сосчитать все предметы на столе: количество тарелок, приборов, чашек и так далее.
- Цель не только помочь маме, но и научиться считать.
Листопад
Замечательный вариант времяпрепровождения на осень. Это интересно не только детям, но и взрослым.
- На улице, во время прогулки, нужно собрать как можно больше листьев с разных деревьев.
- Там же или дома малыш должен разложить их. Можно сначала по цвету, а потом по тому, с какого дерева они были собраны.
- Можно просто перебирать каждый лист и называть дерево, с которого оно упало.
Этот вариант очень простой, но понадобится помощь родителей, чтобы точно назвать все сорта и названия деревьев. Еще из листьев можно собрать красивый гербарий.
Обезьянка
Помогает развивать мелкую моторику, координацию и память.
- Взрослый рассказывает деткам интересную сказку о том, как мальчик или девочка встретили обезьянку, которая за ними все повторяла.
Пример:
- Мальчик съел яблоко – обезьянка тоже съела;
- Девочка танцует – обезьянка тоже танцует;
- Девочка убрала в комнате – обезьянка тоже убрала.
Подкрепить можно целой постановкой.
- В эту игру можно играть большой толпой. Взрослый становится и показывает действие, а все дети повторяют за ним.
Играть можно как на улице, так и в доме. Настроение вам и ребенку будет обеспечено.
Какой предмет пропал?
Помогает развивать не только память, но и логику, мышление.
- Перед малышом выкладывается несколько предметов.
- За минуту-две он должен рассмотреть и запомнить их.
- Глаза закрываются или ребенок отворачивается.
- В это время взрослый убирает один из предметов и просит ребенка опять повернуться и все проверить.
- Ребенок должен сказать, что именно пропало и вспомнить как можно больше деталей: цвет, форму, размер и так далее.
Если ребеночек не может вспомнить, старший может давать подсказки: где объект лежал, что на нем нарисовано, какого он цвета.
Сюжетно-ролевые
Развивают запас возможных действий с игрушками. Это хорошая тренировка творческого мышления. Такие игры позволяют взаимодействовать коллективом и развивать коммуникативные навыки.
Игрушки у доктора Айболита
Задача игры – сводить игрушек к врачу.
- Нужно выбрать ведущего, доктора и медсестру.
- Дети выбирают по игрушке или двум. Им необходимо придумать болезни, которые их беспокоят или симптомы (горло болит, голова, ножка и т. д.).
- По очереди, как в больнице, они подходят и общаются с врачом, рассказывают истории, как приключилась беда, что болит.
- Врач советует, что делать, бинтует ножки-ручки, делает уколы и все, на что хватит фантазии.
После выздоровления, обязательно, все игрушки идут к врачу и благодарят за помощь.
Дочки-матери
Одна из самых популярных игр у девочек. Используются не только игрушки и куклы, но участвовать могут и сами дети.
- Мама, то есть девочка, выбирает куклу, которая будет ее дочкой.
- Ребенку нужно собрать ее на прогулку или к походу в гости.
- Требуется одеть, подготовить куклу, собрать игрушки.
- Девочка может прочесть книгу дочке, провести чаепитие или званий ужин, для которого все нужно подготовить.
Игра имеет множество вариаций и может проводиться несколькими детьми. Кто-то может исполнять роль мамы, кто-то – дочки.
Спортивные
Играя в них дети не только расходуют накопленную энергию, но и приобретают стремление к победе, занимаются спортом и пребывают на свежем воздухе. Они основываются на физической подготовке, но не требуют напряженной борьбы.
Репка
Рассчитана на 12 человек. Понадобятся 2 стула.
- Есть две команды по 6 человек, это известные дедушка, бабушка, внучка, Жучка, мышь и кошка.
- Стулья стоят на противоположной стороне от детей.
- На каждом из них сидит репка – ребенок, имеющий атрибут овоща.
- Начинает дед. Он бежит к репке, оббегает и возвращается.
- За него цепляется бабка, и они вместе паровозиком бегут, оббегают репку и возвращаются. За них цепляется внучка и так далее.
- Когда цепляется мышка, то оббегая репку, она уже цепляет саму репку и все бегут к началу.
Выигрывает та команда, которая вытащит репку быстрее всего. Ну и как же без приза победителям, подумайте, что это может быть.
Два вола
Игра рассчитана на двоих. Понадобиться веревка.
- На каждого участника одевается упряжка (они обвязываются веревкой).
- По сигналу каждый начинает тянуть в свою сторону.
- Лучше всего, если по обеих сторонах от участников будут стоять призы или цели. Каждый тянется к ним.
- Выигрывает тот, кто дотянется первым, ну и, конечно, забирает долгожданный приз.
Танцевальные
Повтори за мной
- В центре становится ведущий;
- По кругу располагаются детки;
- Под музыку ведущий показывает танцевальные движения;
- Цель детей повторить их как можно точнее.
Можно делать смешные движения, прыгать, детям такое веселье точно понравится.
Ручеек
Нужно непарное количество детей.
- Все становятся парами, поднимая высоко руки, создавая ворота;
- Под музыку непарный бежит и на ходу выбирает себе пару;
- Новая пара становится позади, а оставшийся без нее бежит вперед и выбирает опять себе другого;
- Проигрывает тот, кто остался без пары, когда музыка закончилась.
Пальчиковые
Используются для развития моторики у ребенка.
Гуси-гуси
Под известную считалку выполняются движения.
Гуси-гуси: взмахи руками.
Га-га-га: движения пальцами, похожие на клюв.
Есть хотите: движения кругом.
Да-да-да: опять движения клювом.
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трем друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печем “пирожки”)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем “козырек”)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Детские игры онлайн
Если вы хотите занять ребенка, чтобы в доме было спокойствие и порядок, и вы могли заняться своими делами, предложите ему онлайн-раскраски любимых персонажей. Пусть из предложенных ниже выберет того, который больше понравиться, кликнет по картинке и начинает раскрашивать.