Слова играют колоссальную роль в жизни человека. С помощью слов мы проявляем наши чувства и эмоции, отношение к чему-то, передаем и получаем информацию. Говорить слова и слышать слова – это вербальная коммуникация, один из важнейших уровней коммуникации между людьми наравне с невербальной (жесты).
Вступать в вербальную коммуникацию мы учимся с рождения. Взрослые что-то говорят ребенку, мама поет песенки, ребенок реагирует. Несомненно, что малыш еще не в состоянии разобрать слова и их значение, но он воспринимает звучание и интонацию интуитивно. Тихий голос мамы воспринимают дети спокойно, так мама проявляет нежность, значит, настроение у мамы хорошее и вокруг безопасно. Если мама с папой скандалят и разговаривают на повышенных тонах, это сигнал об опасности. Тембр голоса, его частотность анализируется ребенком инстинктивно. Вспомним сигналы животных об опасности – это громкие звуки, которые животные издают. Так и дети воспринимают окружающий мир поначалу посредством звуков, высоких и низких.
Помимо интонации и по мере взросления ребенка важную роль начинает играть, конечно же, смысл сказанного.
Важно отметить, что несмотря на некую ограниченность в восприятии информации ребенком, она перерабатывается, запоминается и «откладывается». Таким образом формируются убеждения, нормы, принципы, ограничения и т.д.
- Если мама твердит: «Будешь хорошо кушать – вырастешь сильным и большим!», тогда малыш ест с уверенность в том, что завтра он проснется большим и сильным.
- Если мама говорит: «Ты такой же как твой отец-ничтожество!», ребенок чувствует себя ничтожеством. Это только через лет 20 он поймет, что, НАВЕРНОЕ, совсем не ничтожество, но юность проведет именно с таким убеждением.
Взрослым кажется, что дети не слышат сказанного «между прочим», что не понимают смысла взрослых фраз, что поругавшись с мужем, это никак не повлияет на ребенка. Это не так. Совсем даже наоборот.
Наши дети все прекрасно слышат. Если не понимают, то чувствуют интонацию и энергетический посыл. И после перерабатывают уже в свой личный опыт, который будет руководить ими всю оставшуюся жизнь.
Именно поэтому стоит так серьезно относиться к тому, что мы говорим нашим детям, ведь когда-то это станет их внутренним голосом.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос счастливым, уверенным в себе человеком, без ограничивающих убеждений и психологических травм, относитесь ответственно к тому, что говорите. Ниже предлагается ТОП – 10 фраз, которые нельзя использовать в разговоре с ребенком НИКОГДА. Это страшные слова, которые детское сознание и память может забыть, но бессознательное никогда.
"Я тебя не люблю"
"Ты мне не нужен"
Фраза «Ты мне не нужен» практически равносильна «Я тебя не люблю». Ощущение значимости, нужности крайне важно для человека в любом возрасте. Но в период детства, когда человек только формируется как личность, учится чувствам и их выражению, эти ощущения крайне важны. Ощущение значимости и важности – это основа для формирования самоощущения и самооценки личности. А если я не нужен самым главным людям на земле, тогда кому ж я вообще могу быть нужен? И человек вырастает с убеждением в своей ненужности не только другим, но и незначительности в собственных глазах.
"Хорошие дети так не поступают"
Как часто можно услышать от взрослых наставления «Хорошие девочки так не ведут себя!» или «Хорошие мальчики не ковыряют в носу!». Какие же благие намерения у нас и какой вред мы этими намерениями можем нанести…
Вопрос о своей хорошести у ребенка не стоит. Дети чувствуют себя хорошими, пока мы не докажем обратное.
Согласитесь, если я наступила на ногу чужому человеку в транспорте, я не стала плохим человеком автоматически. А дети не улавливают это различие. Если им говорят, что хорошие дети ведут себя иначе – они автоматически причислят себя к категории плохих. А это основание для низкой самооценки, тревожности, демонстративной «плохости» («вы же говорите, что я плохой, вот и веду себя соответственно!») и т.д.
"Прийдет волк и съест тебя!"
Вспомним страшилку о бабайке или Бабе Яге, которая заберет/украдет и съест малыша. Такие истории имеют целью подвигнуть ребенка что-то сделать (заснуть, кашу доесть или что-то еще), но фактически устрашают и вызывают тревожность. Для ребенка бабай или баба яга – это реально существующие персонажи, которые могут навредить, если сделал что-то не так.
"Какой ты неумелый"
В силу возраста дети не могут делать много из того, что могут взрослые. Это естественно. Но взрослым почему-то кажется, что они могут кичиться своим опытом и унижать ребенка, который только учиться что-то делать: «Какой ты неуклюжий/неумелый/недотепа» и т.д. И как хотеть учиться новым навыкам, получать новые знания и стремиться к чему-то, если тебя маленького все время одергивают и критикуют, вместо терпеливой помощи? Вот и имеем на выходе тревожного, ранимого, боящегося совершить ошибку или вообще взяться за дело человека…
"У Вани все получается, а у тебя?!"
Не сравнивайте своих детей с другими никогда! То, как учиться Машенька или то, как Коленька правильно держит карандаш – не имеет никакого значения для вашего ребенка.
"Ты лучше всех!"
Это обратная сторона сравнения. «Ты лучше всех на свете, умнее всех, быстрее, проворнее…» действуют на ребенка гипнотически.
ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru
"Если бы не ты, я бы…"
«Если бы не ты, я могла бы сделать шикарную карьеру» сделает ребенка виноватым за то, что он в принципе родился!
"Потому что я так сказал!"
Когда мы желаем что-то получить от ребенка, часто не объясняем что именно и как именно. Нам проще крикнуть: «Потому, что я так сказал!» Это в корне неверно. Такими фразами мы формируем в ребенке личность подчиненного, когда во взрослой жизни он будет подчиняться любому и по любым вопросам, что может быть крайне опасным.
"Это ерунда!"
Детские печали и горечи иногда вызывают в нас смех и умиление. «Ну что же ты так рыдаешь над порванным шариком?» Конечно, порванный шарик для взрослого человека не имеет значения и не вызывает чувств утраты. Но для ребенка все иначе. На его уровне развития и его уровне того, что важно, а что нет – порванный шарик – это трагедия. Поэтому взрослым стоит научиться сопереживать детскому горю и проблемам, даже если они кажутся нелепыми. Нелепо для взрослого, для ребенка – крайне важно.