Каждый родитель желает научить свое чадо лучшему из того, что знает сам. Каждая семья старается привить ребенку хорошие качества, передать ценный опыт старшего поколения в виде доброты, миролюбия, сострадания, щедрости, честности. Все эти качества и их проявления являются большой ценностью в современном обществе и гарантируют маленькому человеку возможность влиться в социальную среду и то культурное пространство, в котором он живет, воспитывается и развивается.

Издано сотни книг по воспитанию детей, в интернете можно найти любые советы и наставления по практическому научению малышей, детские площадки переполнены умными и опытными мамочками, готовыми поделиться своим опытом и ответить на вопрос: «Как надо?». Старшее поколение назидательно оценивает каждый шаг в направлении целесообразности того или иного действия мамы по отношению к своему ребенку. Несомненно, современное общество предлагает широчайшие возможности родителям узнать и применить на практике информацию и знания по научению детей правилам и нормам поведения в социуме, привить им качества адаптивного человека и т.д.

Несмотря на засилье информации о воспитании, много родителей сталкиваются с трудностями. С одной стороны, мы все понимаем важность хорошего воспитания и свою ответственную роль в этом нелегком деле. С другой стороны, мы приходим часто в недоумение от реакции детей на попытки научиться хорошему. Родители стараются убедить малыша, научить, а он не реагирует или результат научения оказывается временным.

Одной из самых сложных задач для родителей является взрастить в ребенке щедрость и желание делиться. Выйдешь на детскую площадку – только и слышно: «Поделись с мальчиком!», «Дай другой девочке свой совочек, она потом отдаст!», «Надо делиться, в кого ты такой жадный?!» и т.д. Реплики мам такого характера можно услышать чаще, нежели любые другие. Действительно, подельчивость и щедрость – это черты доброго человека, готового пожертвовать чем-то своим ради другого человека. На первый взгляд, чудесные черты. Но психология рассматривает феномен щедрости несколько глубже на предмет возникновения и закрепления щедрости, мотивации быть щедрым у самого человека и мотивации сделать щедрым кого-то другого (родителей ребенка, в данном случае).

Щедрость – характеристика приобретенная. Человек не рождается щедрым или скупердяем. Щедрость прививается условиями того сообщества, в котором человек формируется как личность.

Сначала это малая социальная группа – семья и близкие родственники. Потом группы побольше – детский садик, школа, институт, круг друзей и знакомых, коллег.

Главным источником и базой для формирования черт щедрого человека всегда является первичная социальная группа – семья, остальные влияют на развитие щедрости дидактически.

Поэтому, если вы хотите вырастить щедрого человека, начинать работу в этом направлении стоит, конечно, с семьи.
Желание поделиться – ключевое в научении щедрости. Нам, взрослым, хочется, чтобы ребенок был щедрым. Но одно дело, когда он делится под напором взрослого, совсем другое – по причине своего искреннего желания это сделать. Так вот, до школы, милые родители, не ждите желания поделиться от своего ребенка.

Желание поделиться не возникает само собой. Как было сказано выше, семья и ее внутренние правила играют ключевую роль в формировании щедрости. Если вы хотите, чтобы у вашего малыша возникло желание делиться, быть подельчивым ребенком, тогда следующие советы вам помогут.

1

Возрастные особенности

Помимо семейных ценностей и подельчивости всех ее членов, есть и некоторые возрастные особенности, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка и научения быть щедрым.

Все предметы, которые окружают малыша с рождения, его сознание воспринимает как свою собственность. Это мы, взрослые, знаем, что та баночка с вареньем бабушкина, яркий веселый рюкзачок принадлежит племяннице, а красная губная помада мамина. Ребенку эти нюансы права собственности неизвестны. Поэтому все, что оказывается в поле зрения малыша и интересно ему в данный момент времени – это его вещи. Если ребенок играет с игрушкой другого ребенка и последний ее отберет, наш малыш придет в негодование, так как у него отобрали ЕГО вещь.

Возрастной период, когда малыш не различает «твое – мое» длится около 3-х лет.
В возрасте 3-х лет ребенок вступает в свой возрастной кризис, когда начинает осознавать себя и свои возможности, свою личность от личности другого, тем самым понимая, что есть вещи, которые ему не принадлежат.
Таким образом, родителям следует понимать, что до 3-х лет ждать от своего ребенка самостоятельных и сознательных проявлений щедрости не стоит. Это невозможно физиологически, ведь мозг еще не развит. Поэтому любые попытки отобрать у ребенка что-то, на чем сфокусировано его внимание в данный момент, бессмысленно. Это повлечет за собой плач, злость и обиду, ведь отобрали его собственность.

После 3-х лет ребенок начинает себя осознавать. Начинается период лучшего ощущения своего тела, своих возможностей, желаний и потребностей и, соответственно, отстаивания своих границ. Это время: «Я сам!». Мозг настраивается на то, что если я/ребенок – отдельный человек, тогда есть вещи, которые мне принадлежат и не принадлежат. То, что не мое – нужно отдавать или спрашивать разрешения взять. Это понимание неприятно и непривычно для малыша, но при правильном родительском подходе, научить ребенка можно этому безболезненно. Важно подчеркнуть, осознание ребенком «своего» остается! Если малыш получил в подарок ведерко или куклу, то он очень четко понимает, что это его собственность и всячески ее будет оберегать. Что это значит?

До 4-5 лет ребенок может поделиться чем-то своим с другим ребенком или со взрослым.

Но! Чаще всего малыши такого возраста делятся чем-то ненужным им в данный момент или отделяют маленькую часть. Малюсенький кусочек конфеты, например. И это тоже норма.

aroni-738302_1280

И только возраст ребенка больше 6-7 лет уладит все возрастные особенности на предмет щедрости и малыш сможет осознать то, что делиться нужно не потому, что мама так говорит, а потому что хочется поделиться.

2

Не ждите результата сегодня

Воспитание детей – это всегда инвестиции в будущее. Естественно, очень хочется рассказать ребенку правило сегодня утром с тем, чтобы к вечеру оно стало нормой его поведения на всю жизнь. Так не бывает. Пройдет много времени прежде чем ваше правило ребенок усвоит и начнет им руководствоваться.

Если хотите вырастить щедрого ребенка, придется стать щедрым самому.
К сожалению, дети не воспринимают научение посредством вербализации норм и правил. Всегда необходимо закрепление в виде собственного примера.

33

Если сегодня вы говорите малышу, что нужно делиться и быть щедрым, а завтра отбираете у него игрушку или у мужа телефон, тогда рассчитывать на то, что он будет таким, как вы хотите, не стоит.

Родители – это боги в глазах ребенка. То, как они себя проявляют и ведут – пример нормы для детей. Поэтому каждый день вам нужно проявлять в своем поведении и отношении к другим людям те качества, которые вы хотели бы видеть в своем ребенке. Делитесь своими вещами с другими людьми, озвучивая каждый свой шаг.

Например, вы принесли из магазина кулек с конфетами. Расскажите малышу об этой покупке: «Видишь, я купила конфеты. Мы все очень любим сладкое, правда? В кульке много конфет, хватит всем. Это тебе, эта конфетка мне, а эту оставим папе, когда он придет с работы вечером. Вот и поделили». И так каждый день. И через какое-то время ваш малыш сам начнет проявлять свою детскую щедрость, предлагая пельмень из своей тарелки или игрушку.

3

Когда ребенок не обязан делиться

Несмотря на то, что щедрость хорошее качество, оно имеет и обратную сторону медали. Например, бабушка купила внуку машинку. Торжественно презентовала. Ребенок обрадовался и побежал играть с ней. Вечером пришли гости с таким же мальчиком, которому захотелось поиграть с новой машинкой друга. Но только ваш сын не хочет делиться машинкой. Как быть в такой ситуации? С одной стороны, что плохого в том, чтобы другой ребенок просто поиграл? А с другой, это собственность вашего ребенка! Собственность – ключевое слово. Если машинку подарили, значит, теперь это вещь ребенка.

Если это вещь ребенка, тогда и распоряжаться он может ею так, как посчитает нужным.
 На самом деле, может спрятать в шкаф и никому не показывать. Может сломать ее. Может подарить другому. В общем, может все, что захочет, ведь теперь это его собственность. И если ребенок не желает сейчас делиться, то имеет полное на это право!

Нам, взрослым, не придет в голову идея отобрать у соседки новые туфли только потому, что они вам очень понравились. Да, красивая обувь, но не наша. Точно так же и ребенок воспринимает свои вещи. Единственное, что мы можем сделать в таком случае, это спросить своего ребенка, не хочет ли он поделиться с другом? Возможно, они могли бы поиграть с машинкой вместе или по очереди? На этом все.

22

Таким образом, вы даете своему ребенку право распоряжаться своей вещью по собственному усмотрению, а это прекрасное качество. Оно определяет личностные границы и позволяет принимать решения.

Если вы систематически следуете Совету 1, тогда затруднений с тем, чтобы делиться чем-то со сверстниками возникнуть не должно. А если ребенку в какой-то момент не хочется делиться своим, тогда просто дайте ему это право.

4

Не требуйте

Часто приходится слышать от молодых родителей фразу: «Ой, как-то неудобно перед людьми, что мой ребенок такой…» Это в корне неверно, такая мотивация губительна как для ребенка, так и для самих родителей. Вот, ваш малыш чем-то не поделился. О, ужас! Что подумают остальные мамы у песочницы? Стыд и срам…

Стыд и срам – это, когда вы насильно пытаетесь выбить из 2-х летнего малыша отдать все игрушки другим, а он на это просто не способен по объективным причинам. Стыд и срам – это когда вы дарите ребенку коробку зефира и без спроса раздаете своим гостям, ведь надо же всех угостить. Кому надо? Зачем?

Стыд и срам – это когда вам важнее быть щедрыми родителями в глазах общественности, при этом вы нарушаете личные границы вашего ребенка и его права, отбирая у него его же собственность.

Поэтому не требуйте от ребенка непосильного.

11

Ваша главная задача – передать ему опыт щедрости, пути реализации этого качества.
На этом все. Дальше малыш может прислушаться, либо нет. Но требованиями вы добьетесь обратного результата. Прежде чем ребенок научится быть щедрым, он много раз ошибется. Относитесь к его ошибкам философски.
5

Обратитесь к детскому психологу

В 99% случаях обращение родителей к детскому психологу по вопросам воспитания щедрости приводит к семейной терапии.

Прежде чем сетовать на неправильного ребенка и его скупость, подумайте о своем поведении и своих внутренних установках, которые мешают вам легко и беспрепятственно привить малышу желаемые качества.
Обращение к профессиональному психологу облегчит самокопание и поможет найти выход, изменить свою жизнь и поведение своего ребенка.
6

Наслаждайтесь своим ребенком

Очень хочется, чтобы ребенок был всегда опрятным, вежливым, щедрым и выключался по команде. Но это же невозможно. Поэтому взгляните на свое чадо и примите его таком, каков он есть. Болтуном, неряхой, драчуном.

44

Сосредоточьтесь на положительных качествах малыша. Несмотря на то, что он высыпал ведро песка на чужого ребенка вчера, он очень ласковый с домашней кошкой. И даже если во дворе нагрубил девочке, то сегодня помог вытереть пол в гостиной.

Сообщайте ребенку и вашей благодарности за помощь, о вашем отношении к его хорошим проявлениям, тем самым поощряя его на новые свершения.

Пусть ребенок почувствует, что родители любят его любым, и хорошим и плохим. Тогда шансов стать лучше станет намного больше. Ваш ребенок станет прислушиваться к вашим пожеланиям (не требованиям!) быть добрее и щедрее.

ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru

Понравилась инструкция?

9 Да Нет 0