Воспитание ответственности у детей – нелегкая и длительная работа. Изначально, когда ребенок нуждается в заботе мамы с папой, он не умеет осознавать, что значит быть самостоятельным и что нужно отвечать за свои поступки. А ведь это – две основные линии, которые помогают воспитанию ответственности ребенка в семье.
Разъяснение сути ответственности плюс личный пример
Существует четыре вида ответственности детей, которые даже маленький ребенок может постичь:
• бережное отношение к своему здоровью (как не простудиться, не пораниться и т.д.);
• уважение к окружающим (не шуметь, когда бабушка отдыхает и т.д.);
• бережное отношение к одежде, игрушкам и другим вещам;
• ответственность за сказанные слова (пообещал – сделай).
Этому нужно целенаправленно учить маленького человечка. Но и работать над собой родители должны усиленно, чтобы эти примеры ответственного поведения постоянно были перед глазами взрослеющей личности.
Ребенок должен чувствовать ценность своей помощи
Для малыша всегда найдется посильное занятие: помочь маме накрыть стол, подмести, загрузить белье в стиральную машинку. Домашних дел всегда хватает; выработайте у себя привычку не делать все самой, а оставлять хоть немного для своего маленького помощника. Но тут придется набраться терпения: кроха будет делать все в своем темпе, и торопить его не нужно. А показывать свое раздражение – тем более. Нет более старательных помощников, чем дети.
Если видите, что дела совсем плохи, ненавязчиво подкорректируйте деятельность малыша или продемонстрируйте своим примером правильность ее выполнения.
Ощущение последствий своей безответственности
Метод естественных последствий – эффективный воспитательный прием, который сбережет нервы и вам, и ребенку. Не нужно упрекать его в том, что он что-то не сделал. Замечания будут только раздражать его. Пусть ребенок на своем опыте убедится, что от безответственности пострадает и он, и члены его семьи.
Не посушил свои сапожки – сегодня прогулка отменяется (не идти же гулять в мокрых сапогах!), не убрал свои игрушки – не будем играть в прятки (места-то нет для подвижных игр), не купил хлеба – вся семья будет ужинать без хлеба. Таких последствий можно придумать множество. Главное, чтобы они напрямую были связаны с пассивностью ребенка. Этот метод еще хорош и тем, что он вырабатывает самостоятельность ребенка. Перед ним всегда будет стоять выбор: как поступить? Вскоре он научится принимать обдуманные решения в соответствии с возможными последствиями.
Не берите ответственность на себя из жалости к ребенку
Может случиться и так, что ваш ребенок постоянно забывает о поручениях. Дети склонны увлекаться, и забывчивость – часто не их вина, а особенности их возраста. Но это не значит, что можно махнуть рукой на такое поведение и делать все самим!
Мы уже писали о посильности поручений. Стоит еще напомнить, что слишком легкие задания также не должны поручаться ребенку. Он может подумать, что его помощь не воспринимается всерьез, и родители считают его совсем маленьким.
Обратная связь с положительными эмоциями
Никогда не оставляйте без внимания ответственный поступок малыша. Похвала творит чудеса – у ребенка просто вырастают крылья вдохновения!
Учитесь замечать даже самое незначительное событие в жизни вашего чада (но это – для вас, а не для ребенка). Малыш принес рисунок из детского сада, который нарисовал для вас – похвалите его и в кругу семьи обсудите, как замечательно он это сделал (например, за ужином). Повесьте результат его творчества на самое видное место. Подчеркните, как бережно обращался ваш юный помощник со своей младшей сестричкой. Вообще возьмите для себя за правило оставлять вечером несколько минут для подведения итогов прожитого дня, но только с положительными эмоциями.
Заключение
Напоследок хочется обратить ваше внимание на необходимые условия, которые помогут воспитать в ребенке ответственность максимально эффективно:
• постоянно советуйтесь с ребенком и постарайтесь сделать так, чтобы он чувствовал себя равноправным членом семьи;
• проверяйте и контролируйте выполнение поручений, ведь он еще слишком маленький для регулярного самоконтроля;
• поручая что-либо, помните, что однообразная работа быстро может наскучить малышу, и он ее бросит на полпути. Вносите элементы игры в скучные и неинтересные задания.
Наберитесь терпения и действуйте, внося в воспитательный процесс позитив и максимум фантазии – результаты не заставят себя долго ждать!