Как воспитать у ребенка чувство ответственности

Воспитание ответственности у детей – нелегкая и длительная работа. Изначально, когда ребенок нуждается в заботе мамы с папой, он не умеет осознавать, что значит быть самостоятельным и что нужно отвечать за свои поступки. А ведь это – две основные линии, которые помогают воспитанию ответственности ребенка в семье.

Начинайте формирование этого качества у своего чада уже с трех лет, постепенно подводя его к самостоятельным поступкам, которые он будет готов совершать без давления на него.
Но будьте готовы и к протестам маленького упрямца. Чтобы облегчить себе этот нелегкий педагогический труд, возьмите на заметку следующие советы, как воспитать у ребенка чувство ответственности.

Вам понадобятся:
Совет
1

Разъяснение сути ответственности плюс личный пример

Поучительные слова, не подкрепленные примером, совершенно бессмысленны для ребенка.
Конечно, вы должны рассказать ребенку, что значит быть ответственным человеком, но ваши слова пройдут мимо его ушей, если вы сами не будете эталоном ответственности.

Существует четыре вида ответственности детей, которые даже маленький ребенок может постичь:

• бережное отношение к своему здоровью (как не простудиться, не пораниться и т.д.);
• уважение к окружающим (не шуметь, когда бабушка отдыхает и т.д.);
• бережное отношение к одежде, игрушкам и другим вещам;
• ответственность за сказанные слова (пообещал — сделай).

Этому нужно целенаправленно учить маленького человечка. Но и работать над собой родители должны усиленно, чтобы эти примеры ответственного поведения постоянно были перед глазами взрослеющей личности.

mother-937038_1280

Совет
2

Ребенок должен чувствовать ценность своей помощи

Для малыша всегда найдется посильное занятие: помочь маме накрыть стол, подмести, загрузить белье в стиральную машинку. Домашних дел всегда хватает; выработайте у себя привычку не делать все самой, а оставлять хоть немного для своего маленького помощника. Но тут придется набраться терпения: кроха будет делать все в своем темпе, и торопить его не нужно. А показывать свое раздражение – тем более. Нет более старательных помощников, чем дети.

Если видите, что дела совсем плохи, ненавязчиво подкорректируйте деятельность малыша или продемонстрируйте своим примером правильность ее выполнения.

Не забывайте хвалить свое чадо за малейшую помощь и подчеркивать ее значимость для вас.
Только не делайте это слишком наигранно – ребенок мгновенно уловит фальшь.

Совет
3

Ощущение последствий своей безответственности

Метод естественных последствий – эффективный воспитательный прием, который сбережет нервы и вам, и ребенку. Не нужно упрекать его в том, что он что-то не сделал. Замечания будут только раздражать его. Пусть ребенок на своем опыте убедится, что от безответственности пострадает и он, и члены его семьи.

Не посушил свои сапожки – сегодня прогулка отменяется (не идти же гулять в мокрых сапогах!), не убрал свои игрушки – не будем играть в прятки (места-то нет для подвижных игр), не купил хлеба – вся семья будет ужинать без хлеба. Таких последствий можно придумать множество. Главное, чтобы они напрямую были связаны с пассивностью ребенка. Этот метод еще хорош и тем, что он вырабатывает самостоятельность ребенка. Перед ним всегда будет стоять выбор: как поступить? Вскоре он научится принимать обдуманные решения в соответствии с возможными последствиями.

Чтобы этот метод успешно себя зарекомендовал в вашей практике, старайтесь давать своему чаду посильные задания и не сыпьте на него негативными последствиями со всех сторон.
Так и перестараться можно – ребенок совсем разуверится в своих силах, и у него пропадет желание что-либо делать вообще.

child-929935_1280

Совет
4

Не берите ответственность на себя из жалости к ребенку

Может случиться и так, что ваш ребенок постоянно забывает о поручениях. Дети склонны увлекаться, и забывчивость – часто не их вина, а особенности их возраста. Но это не значит, что можно махнуть рукой на такое поведение и делать все самим!

Чтобы напоминать своему чаду о поручениях, придумайте свою систему «напоминалок»: сигнал звонка или будильника, магниты-напоминалки на холодильнике, стикеры или картинки, развешанные в комнате.
Ненавязчиво предлагайте своему заигравшемуся ребенку обратить внимание на звуковые или визуальные сигналы. Со временем у него выработается своя система ассоциаций, что облегчит выполнение заданий. Но не дергайте малыша слишком часто, а то раздраженность и озлобленность маленького человечка предстанут перед вами во всей эмоциональной красе. Дайте ему насладиться игрой. Ведь вам тоже не понравится, если вас отвлекают от любимого занятия каждые пять минут?

Мы уже писали о посильности поручений. Стоит еще напомнить, что слишком легкие задания также не должны поручаться ребенку. Он может подумать, что его помощь не воспринимается всерьез, и родители считают его совсем маленьким.

Совет
5

Обратная связь с положительными эмоциями

Никогда не оставляйте без внимания ответственный поступок малыша. Похвала творит чудеса – у ребенка просто вырастают крылья вдохновения!

Частая ошибка родителей – заострять свое внимание на критике и относиться к хорошим поступкам, как к обычной норме.
Для маленького человечка это обидно, ведь часто такие поступки стоят огромных усилий для него.

Учитесь замечать даже самое незначительное событие в жизни вашего чада (но это – для вас, а не для ребенка). Малыш принес рисунок из детского сада, который нарисовал для вас – похвалите его и в кругу семьи обсудите, как замечательно он это сделал (например, за ужином). Повесьте результат его творчества на самое видное место. Подчеркните, как бережно обращался ваш юный помощник со своей младшей сестричкой. Вообще возьмите для себя за правило оставлять вечером несколько минут для подведения итогов прожитого дня, но только с положительными эмоциями.

child-269499_1280

Заключение

Заключение

Напоследок хочется обратить ваше внимание на необходимые условия, которые помогут воспитать в ребенке ответственность максимально эффективно:

• постоянно советуйтесь с ребенком и постарайтесь сделать так, чтобы он чувствовал себя равноправным членом семьи;
• проверяйте и контролируйте выполнение поручений, ведь он еще слишком маленький для регулярного самоконтроля;
• поручая что-либо, помните, что однообразная работа быстро может наскучить малышу, и он ее бросит на полпути. Вносите элементы игры в скучные и неинтересные задания.

Наберитесь терпения и действуйте, внося в воспитательный процесс позитив и максимум фантазии – результаты не заставят себя долго ждать!



загружаем...

Видео к материалу


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

3 Да Нет 0