Все любящие родители мечтают о счастливой жизни для своего ребенка. Понятие «счастливая жизнь» складывается из нескольких позиций, одной из которых является успешная реализация человека.

Успех сам не приходит к человеку, это не случайность, а та неявная закономерность, над осуществлением которой нужно трудиться с детского, даже с младшего детского возраста вашего ребенка.

Развитый интеллектуальный потенциал, логические и аналитические способности, широкий кругозор и эрудиция – это фундамент для развития умственного и творческого интеллекта и, как следствие, для появления той самой закономерности в достижении успеха.

Интеллектуальное развитие, наряду с культурным и эстетическим воспитанием, формирует самодостаточного, многогранно и разносторонне развитого человека, который может найти себе применение в разных областях жизни и деятельности.
В современном мире увеличивается спрос на людей с разносторонним развитием и высокой степенью универсальности в разных, сопряженных, сферах деятельности, и вырабатывается тенденция роста потребности в комплексных знаниях.

Раскройте потенциал своего ребенка, способствуйте зарождению в нем тяги к познанию, к комплексному образованию.

Начинать это развитие нужно раньше, пока детский живой и пытливый ум, в силу природных особенностей и физиологических потребностей развития маленьких детей, настроен на волну познания.

Вам понадобятся:
1

Польза экспериментов

Самое лучшее время для начала развития интеллектуальных способностей ребенка – это возраст «почемучек»: от 3 до 5 лет. Это при условии, что с раннего детства была подготовлена благодатная почва, хорошо удобренная самыми простыми начальными, но от этого не менее важными познаниями мира на уровне мышления 2-3-летних малышей.

В возрасте любознательных «почемучек» малыши живо реагируют на визуальность, на зрительный эффект. Они легко воспринимают не словесную форму подачи знаний, а живую – наглядную: в виде демонстрации на примере экспериментов.

Визуальное восприятие гораздо доступней для понимания детей не только этого возраста, но и дошкольного, возраста младшей, средней и даже старшей школы.

Каждому ребенку будет интересно:

  • Наглядно познакомиться с некоторыми свойствами воды, огня, воздуха, некоторых жидкостей и газов – веществ и материалов;
  • сделать первые шаги навстречу познанию природы физических явлений и свойств света, звука, оптики, электричества, магнетизма.

Если знакомство с природными явлениями организовать в виде веселых научных игр, волшебных экспериментов, занимательных опытов, некоторые из которых без объяснения очень похожи на чудеса, то это может зародить в ребенке стремление к познанию окружающего мира, законов природы и жизни.

Из нашей статьи вы почерпнете информацию о том, какие детские научные игры будут полезны и интересны в определенном детском возрасте и как их организовать, чтобы безопасно и удачно провести экскурсию в увлекательный мир прикладной науки и знаний.

Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста

Акцентируйте внимание и озвучивайте детям свои наблюдения, прикладные знания про известные вам физические и химические свойства, демонстрируйте простые интересные эксперименты дома на кухне, с которыми вы сталкиваетесь каждодневно на бытовом уровне.

Самый простой наглядный эксперимент с солью: если посолить воду, она закипит быстрее. Даже без объяснения «потому что», сознание ребенка выделит и зафиксирует эту физическую особенность. А понимание «потому что» придет позже.

2

Техника безопасности

Можно провести необычные познавательные эксперименты с ребенком в домашних условиях или с детьми в детском саду, но только с четким соблюдением правил техники безопасности.

Техника безопасности – очень важный момент в подготовке и проведении научных игр в домашних условиях, чтобы ваши совместные веселые увлекательные занятия не привели к серьезным проблемам и нежелательным последствиям.

Для того, чтобы занимательные домашние опыты были безопасные, проведите следующие подготовительные действия и соблюдайте следующие требования:

  • Все научные игры должны проводиться только в присутствии взрослых.
  • Зона экспериментов должна быть закрыта для маленьких детей и животных.
  • Зрителям допустимого возраста полагается смотреть на опыты, находясь на расстоянии от места их проведения.
  • Все подготовленные для опытов вещества не должны храниться вместе с едой.
  • В ходе опытов запрещается касаться руками слизистых оболочек глаз, носа и рта.
  • Перед началом работы необходимо застелить стол бумагой или клеенкой.
  • Лучше проводить экспериментирование в защитных перчатках по типу медицинских.
  • Во время проведения занятий категорически запрещается принимать пищу!
  • Предметы и посуду, которые были применены в ходе научных занятий, не использовать для приготовления еды без надлежащей обработки.
  • По окончании надо убрать рабочее место, вымыть руки, все предметы и посуду.

Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста

3

Опыты по физике для самых маленьких

  • «Резиновый чайник»

Подготовьте: 

  • Воздушный шарик 2 шт.
  • Свеча 1 шт.
  • Капроновая нить 1 шт.
  • Спички 1 п.
  • Вода 1 ст.

Последовательность действий:

  1. Надуть 1 шарик обычным способом и завязать нитью;
  2. во второй шарик сначала налить полный стакан воды, затем надуть и завязать нитью;
  3. поджечь свечу и расположить сначала под дном шарика, наполненного только воздухом и продемонстрировать, как он лопнет;
  4. расположить второй шарик с водой над огнем, но так, чтобы пламя свечи касалось только той части шарика, где находится вода.

Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста

Результат: во втором шарике вода будет нагреваться, а шарик останется целым.

Выводы: вода поглощает тепло и не дает прогреться резине, из которой сделан шарик.

  • «Космическая связь»

Подготовьте: 

  • Бумажный стаканчик 2 шт.
  • Шило 1 шт.
  • Капроновая нить 1 шт.

Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста

Последовательность действий:

  1. В дне каждого стаканчика надо проделать с помощью шила маленькое отверстие;
  2. сквозь каждое отверстие надо продеть капроновую нить и завязать ее так, чтобы узлы оказались внутри стаканчиков;
  3. один стаканчик приложите к уху одного участника эксперимента, а другой стаканчик приставьте к речевому аппарату – ко рту – другого участника.

Главное условие: нить должна быть натянута свободно, без препятствий.

Результат: если натянуть нить и говорить в один стаканчик – передатчик, то в другом стаканчике – приемнике – все будет отчетливо слышно.

  • «Огонь без тени»

Подготовьте:

  • Спички 1 упак.
  • Фонарик 1 шт.

Последовательность действий:

  1. Зажгите спичку;
  2. отодвиньте ее от стены на 20 сантиметров;
  3. направьте свет от фонарика на спичку.

Результат: на стене будет только тень от руки и спички, потому что огонь пропускает свет.

  • Опыт с яйцом

Подготовьте:

  • Вода 1 ст.
  • Соль 5 ст.л.
  • Яйцо 2 шт.
  • Стакан 2 шт

Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста

Последовательность действий:

  1. Наполните стакан водой, положите туда яйцо;
  2. в стакане с простой водой яйцо окажется на дне;
  3. второй стакан наполните теплой водой, в которой растворите 5 ложек соли;
  4. в остывшую воду положите другое яйцо;
  5. в стакане с соленой водой яйцо всплывет к поверхности воды.

Выводы: разгадка состоит в плотности. Простая вода имеет плотность меньше, чем у яйца. В свою очередь, у яйца плотность меньше, чем у соленой воды, но больше, чем у простой воды.

4

Опыты по химии для малышей

  • «Огнетушитель»

Подготовьте: 

  • Пищевая сода 2 ч.л.
  • Уксус 20 мл
  • Бумажный стаканчик 1 шт.
  • Свеча 1 шт.
  • Спички 1 п.
  • Мерный стакан 1 шт.
  • Ложка 1 шт.

Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста

Последовательность действий:

  1. Зажгите свечу – это наш огонь;
  2. подготовьте огнетушитель: насыпьте в стаканчик 2 чайные ложки соды;
  3. в стаканчик с содой добавьте 20 мл уксуса;
  4. смесь начнет шипеть, выделяя углекислый газ;
  5. наклонив стаканчик, надо направить выходящий газ на пламя свечи.

В результате реакции соды с уксусом с шипением выделяется углекислый газ, который не поддерживает горение и тушит огонь.

Пока в стакане идет реакция, опыт можно повторять.

5

Химические эксперименты для дошкольников

  • «Разноцветные молочные узоры»

Подготовьте:

  • Молоко высшей жирности 1 л
  • Пищевые красители несколько видов
  • Жидкое моющее средство 1 упак.
  • Палочка с ватой 1-3 шт.
  • Емкость 1 шт.

Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста

Последовательность действий:

  1. Наполните емкость молоком;
  2. добавьте по капле разных красителей;
  3. палочку намочите в моющем средстве и опустите в самый центр молока.

Результат: в молоке начнется движение, в процессе чего цвета будут перемешиваться.

Выводы: это следствие реакции моющего средства с молекулами молочного жира.

  • «Времена года»

Подготовьте: 

  • Вода 4 ст.
  • Листья капусты несколько шт.
  • Пищевые красители (белый, зеленый, красный, желтый) 4 шт.

Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста

Последовательность действий:

  1. Окрасьте воду в каждом из 4 стаканов соответствующими пищевыми красителями;
  2. поместите в каждый стакан по одному капустному листу;
  3. оставьте на целый день.

Результат: капустные листы будут окрашены, и каждый соответствующим цветом.

Выводы: растения всасывают воду, даже если это окрашенная вода, которая поменяет их цвет.

6

Опыты по физике для дошкольников

  • «Лавовая лампа»

Подготовьте воду, растительное масло, пищевые красители, стеклянная емкость, соль.

Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста

Последовательность действий:

  1. Наполните емкость на 2/3 водой;
  2. заполните оставшуюся часть емкости растительным маслом;
  3. добавьте в смесь пищевых красителей;
  4. всыпьте постепенно 1 ложку соли.

Результат: масло легче воды и оно всплывает вверх, но соль тяжелее масла и воды, вследствие чего масло с солью «идет ко дну». Но затем масло со дна снова всплывает наверх, а красители помогают визуализировать этот эффектный процесс.

  • «Собственная радуга»

Подготовьте: 

  • Вода
  • Емкость типа тазика
  • Фонарик
  • Зеркало
  • Белая бумага

Последовательность действий:

  1. На дно емкости помещаем зеркало и наполняем емкость водой;
  2. светим фонариком на зеркало и стараемся словить отраженный свет на бумагу.

Результат: на бумаге мы сможем увидеть радугу.

Выводы: при прохождении луча света через воду происходит процесс его разложения на спектр цветов – радугу.

7

Как совершенствоваться "маленьким ученым"

Для младших школьников и ребят старшего возраста можно подобрать очень эффектные опыты и эксперименты с более практическим применением простых научных законов:

  1. Приготовить экспериментальным способом «сахарные кристаллы» – физический опыт с сахаром для тех, кто хочет порадовать себя сладкой закристаллизовавшейся палочкой.
  2. Создать «вулкан» – химический опыт с имитацией извержения.
  3. Вырастить фантастические силикатные «сады» – научная игра с химическими веществами.
  4. Вырастить силикатные «сталактиты» и «сталагмиты» – научная игра с химическими веществами.
  5. Вырастить разноцветные кристаллы – научная игра с химическими веществами.
  6. Создать кристаллические узоры и картинки – научная игра с химическими веществами.

Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста

Для этого понадобится купить особые химические реактивы. При этом делать эксперименты уже можно с непосредственным участием ребят старше 10 лет, что соответствует возрасту 5 класса, но все же только под наблюдением взрослых.

Дополнительно рекомендуем следующих помощников в обучении детей:

  • Книги из серии: «Простая наука. Увлекательные опыты для детей»;
  • книгу «Самая полная энциклопедия научных опытов»;
  • книгу «Химия в картинках»;
  • подборку видео «Уроки волшебства» с опытами по химии, физике и биологии.
8

Опасные эксперименты

Отдельно хотим выделить те опасные эксперименты, которые не стоит проводить:

  1. Опыты в микроволновой печи с лампочками, дисками и, тем более, с металлическими предметами, которые могут быть опасны и для микроволновой печи, и для здоровья человека.
  2. Опыты с едкими, ядовитыми, легковоспламеняющимися и горючими веществами.
  3. Эксперименты с бытовым электричеством и электроприборами, особенно если наряду с ними используется вода.

Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста

Заключение

Заключение

Развивайте ребенка как разностороннего человека, которому будет интересно жить, заниматься разнообразными видами деятельности.

Если человек будет увлечен познанием мира, он получит ответный интерес от окружающего мира и людей к его разносторонности, широкому кругозору, интеллектуальным возможностям. В нем всегда будут заинтересованы.
Увлеченный человек сможет прожить неповторимую, наполненную жизнь. Он будет любить жизнь и обязательно найдет в ней свое место.

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

7 Да Нет 0