Совесть – абстрактное понятие, неощутимое, бесформенное, не имеющее ни веса, ни объема. Значение этого термина в нашей жизни понять не просто: заступился за друга перед начальником (учителем) – сам попал в немилость, вернул лишнюю сдачу – себе в убыток, а если еще и вернул найденный кошелек, телефон… Какая из этого прямая польза, выгода? Только убытки и неприятности.
Прямые последствия всегда сразу видимы и ощутимы. Совесть не апеллирует к простым понятиям. Ее достижения косвенны: крепнет дружба, ведь успешно пройдена на нее проверка, растет авторитет у других и уважение к самому себе.
Одно из главных достижений «жизни по совести» – это ваше душевное спокойствие.
Жизнь по законам совести. Что это значит? По каким законам? Как объяснить их значение и научить следовать им вашего ребенка? Для получения ответов на эти вопросы мы предлагаем обратиться к нашей статье.
Совесть с позиции религии
Носителем законов общечеловеческой морали всегда являлась религия. В прошлом людям с детства доносилось понятие совести в основных религиозных принципах и постулатах.
Но в наше время религия утратила свое значение и влияние по ряду причин: развитие науки привело к распространению атеизма, а на постсоветском пространстве еще и в силу историко-политических событий, истинная же вера трансформировалась в следование традициям и ритуалам.
Если вы истинно верующий человек, вам не придется дополнительно объяснять ребенку, что есть совесть и как жить по ее законам – это жизнь по законам православия.
Что должен понять ребенок
Поступки против законов совести:
- против благополучия другого человека – это совершенное нехорошее дело;
- против его спокойствия – это сказанное нехорошее слово;
- против целого народа или даже всего человечества – это система нехороших слов и поступков.
Поступки по законам совести:
- поступки с отрицательной частицей «не»: не злорадствуй, не злословь, не обманывай, не предавай, не обижай…
Для более доходчивого объяснения нужно помочь ребенку транспонировать плохой поступок – «перенести» на себя: психологически представить то чувство, какое может вызвать у человека чья-то бессовестная выходка. Для этого надо прибегнуть к проигрыванию тестовых ситуаций с ролевыми замещениями и с ответами на вопрос: а что чувствую я, если со мной поступают аналогичным образом.
Объясните ребенку следующую особенность хороших поступков по совести, которую вам придется повторять неоднократно: не ждать взаимной отдачи, сиюминутного и незамедлительного ответного действия.
В одном известном детском мультфильме добрый волшебник учил: «Делай добро и бросай его в воду». Оно вернется, может не от этого человека, может совсем нескоро, возможно обернется только личной победой совести, но все-таки победой.
Предпосылки для формирования совести
В раннем дошкольном возрасте дети получают уроки из жизни и примеры главных составляющих любви и заботы: сочувствия, жалости, сопереживания по отношению к себе и другим, ощущают гамму ответных чувств – это происходит закладка базовых основ сострадания, дружбы и любви. Но ребенок должен не только испытывать ответные чувства благодарности, но и сам учиться дарить добро.
На этом возрастном этапе в маленьком человеке закладывается как эгоизм, так и альтруизм. А совесть сможет зародиться на хорошо удобренной любовью и уважением почве.
Тогда он сможет уважать и любить других. Закладывайте в нем эти важные личностные качества.
Ребенок должен испытывать уважение и доверие к себе в семье, не быть под гнетом давления, тотального контроля и категоричной критики. С его мнением должны считаться, он должен участвовать в принятии некоторых решений, быть вовлеченным в общее дело, а значит, чувствовать свою роль и значение, пусть даже пока небольшое.
Совесть распространяется и на прилежное качественное выполнение своих обязанностей, трудовых и учебных.
Поэтому очень важна роль приобщения ребенка к труду, к самостоятельности, а значит к собственным обязанностям и ответственности за их выполнение.
Детям нужны примеры из книг, мультфильмов, фильмов, в которых герои поступают правильно, когда перед ними встает трудный выбор, часто не в свою пользу и даже в ущерб своим интересам, зато по законам совести.
Возрастные особенности
В период младшей школы дети внутренне знакомятся с чувством стыда за неэтичное поведение и страха за плохой поступок, особенно перед родителями и значимыми для них людьми, например, учителями из-за того, что их причислят к категории нехороших детей.
Один ребенок младшего школьного возраста при проведении психологической лекции-беседы сравнил совесть с внутренней сигнализацией. Потому что дети еще руководствуются чувством страха.
Подросток уже понимает, что сигнализирует о случившемся страх, а совесть должна не допустить бессовестного поступка, предотвратить его на этапе только зарождения мысли и желания его совершить.
Если ребенок прошел «подготовительную» школу взращивания ростков совести, то в дальнейшем он сможет осуществлять самоконтроль – предварять свои недостойные действия, останавливать себя, когда только начинает задумываться о поступке во вред другому человеку.
А взрослые люди способны испытывать угрызения совести не на этапе совершенного поступка, а даже от того, что вовремя не пришли на помощь, не оказали поддержку – упустили возможность помочь, совершить нравственной поступок.
Личный пример
Проведите собственное тестирование ваших собственных и семейных правил и установок:
- Отказываетесь ли вы от личных желаний в пользу помощи кому-то, в частности, ребенку?
- Отзываетесь ли вы на призывы и просьбы ребенка?
- Уважаете ли вы чужое пространство, мысли, чувства? Не служите ли вы сами примером не считаться с чужими вещами, чужим мнением?
- Не сталкивается ли он с оскорблением личности – своей или кого-то еще, особенно дорогого ему человека, в семье, где он должен получать защиту, поддержку и понимание, примеры уважения и снисхождения?
- Приобщен ли он к труду, есть ли у него круг закрепленных за ним обязанностей? Видит ли он пример трудолюбия и ответственного выполнения родителями своих взрослых обязанностей?
- Имел ли он опыт несения ответственности за свои поступки и невыполненные обязанности?
Заключение
Замечательно просто и верно о совести сказал Лев Толстой: «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть».
Способствуйте зарождению у своего ребенка совести, развивайте ее, и вы направите его на путь к истинному счастью.
ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru