Девиантное поведение подростков: причины, признаки, профилактика, решение проблемы

Девиантное поведение – это поведение, которое характеризуется открытым отклонением от общепринятых норм поведения в том социокультурном пространстве, к которому принадлежит данный индивид.
Девиантное поведение идет в разрез с морально-нравственными устоями общества, с распространенным на уровне больших и малых социальных групп проявлением. Девиантное поведение – это термин, имеющий яркий негативный окрас, так как он связан с возможностью или реальной угрозой нанесения ущерба другим людям или окружающей среде. Этот термин является распространенным в криминалистике и юридической практике, психологии расстройств личности и применим к людям разных возрастных категорий, начиная с 5 лет.

К детям младше 5 лет это понятие не употребляется.
Несмотря на применимость термина к разным возрастным группам, наиболее часто оно употребляется в отношении подростков. Подростки наиболее нестабильная в психологическом и социальном плане возрастная группа. Само понятие «подросток» ассоциируется с переходным возрастом, а это кризисный период в жизни любого человека, который имеет свои особенности и закономерности проживания.

Несомненно, переходный возраст подростка не приравнивается автоматически к девиантному поведению. Тем не менее, такая возможность для отдельно взятого подростка и при определенных условиях не исключена.

Что это за условия и почему один подросток легко проходит период переходного возраста и становится нормальной социально адаптированной личностью, а другому это не удается и он заканчивает жизнь не совсем хорошо?

Совет
1

Признаки

Для начала необходимо определиться в понимании того, какой подросток является девиантом.

Есть основные признаки:

  • Поведение девианта резко отличается от общепринятого;
  • Поведение девианта подвергается осуждению и резкой негативной оценке общества;
  • Результатом поведения девианта является нанесение ущерба или себе, или другим, или окружающей среде;
  • Девиантное поведение является «типичным» для девианта, систематически повторяющимся;
  • Девиантное поведение является следствием социальной дезадаптации человека.

2Таким образом, девиант – это человек (подросток, в данном случае), типичное поведение и систематические действия которого отличаются от общепринятых и которые наносят значительный урон себе или окружающим, что является причиной социальной дезадаптации.

Совет
2

Причины

Причин девиантного поведения подростка можно выделить несколько:

  • Социальные условия, в которых ребенок рос;
  • Внутрисемейные отношения;
  • Личностные характеристики самого девианта.

Несмотря на то, что причин для формирования девиантного поведения несколько, все же, основную можно охарактеризовать как «ригидность малой социальной группы, где растет и развивается ребенок».
Под малой социальной группой понимают семью или других значимых взрослых, которые являются авторитетом для подростка (опекуны, воспитатели в детском доме, учителя и т.д.).

Понятие ригидности в психологии очень сложное и многогранное. Но в семейной психологии и в психологии девиантного поведения именно ригидность играет ключевую роль.

Ригидность малой социальной группы – это семья со стабильными, инертными, не предполагающими вариант изменения или влияния, нормами и правилами, устоями и традициями.

К примеру, есть в семье правило каждый день ужинать всей семьей. Это традиция, которая согласно негласным договоренностям взрослых членов семьи, должна исполнятся всегда. Любые срывы ужина, опоздания или неполный состав семьи за ужинов воспринимается как покушение на общий уклад семьи, что влечет за собой наказание. Наказания в ригидных семьях очень строги, вплоть до физических воздействий на ослушавшегося. При этом мотивация ослушавшегося в расчет не берется. Ребенок мог пропустить ужин заигравшись на улице, опоздав на автобус домой, задержавшись в очереди за хлебом или отсутствием аппетита по причине болезни. Какой бы уважительной причина пропуска ужина не была, ослушавшийся будет наказан.

Таким образом, на уровне психологии семьи четко прослеживается неуважение к личности ребенка и неудовлетворение его потребностей в угоду внешним показателям стабильности.

Это принципиально для развития девиантного поведения, ведь, по сути, оно является результатом внутреннего протеста ребенка перед непосильными и часто глупыми правилами семьи, где важнее красивая картинка, а не чувства человека.

Дети в ригидных семьях воспринимаются не как отдельные личности, со своим темпераментом, характером и желаниями, а как атрибут и показатель «правильности» семьи, и как нарциссическое продолжение взрослых.

Нарциссическое продолжение взрослого – это восприятие ребенка как своего продолжения, когда нет осознания того, что взрослый и ребенок – это отдельные люди, которые не могут вести себя одинаково, хотеть одного и того же, выбирать и любить одно. При нарциссическом продолжении утрачивается индивидуальность ребенка и становится невозможным его развитие и адаптация в обществе.

Взрослые уже все за ребенка придумали, решили, отхотели. В итоге, ребенок не знает кто он, каковы его истинные желания и потребности, куда ему идти и кем быть.4

Таким образом, с одной стороны, девиантное поведение – это неприемлемое самовыражение подростка в обществе, а с другой, это адекватная, если можно так сказать, реакция на те внутрисемейные условия, от которых ему просто некуда деться.

Совет
3

Обратитесь к психологу

Своевременное обращение к психологу – это залог успеха в предотвращении девиантного поведения и его лечения.
При этом психолог должен проводить систематическую семейную психотерапию. Дело в том, что девиант стал девиантом не в силу своих физиологических особенностей или по собственному желанию. Тому были четкие предпосылки, которые стали благодатной почвой для формирования и подкрепления девиантного поведения:

  • Это семейные ценности, взгляды и ригидные традиции;
  • Это устои, которые не подлежат возрастной адаптации под ребенка или невыполнению при необходимости.

А так как дети – это зеркало отношений в семье, то и лечение и терапия ребенка должны начинаться с семьи.
Ответственности за антисоциальное поведение с подростка никакая психотерапия не снимет, но взрослые должны осознавать и свой вклад в девианта. 1

Таким образом, взрослые осознают свои ошибки и промахи, исправят их, а девианту будет предложена другая модель реагирования и социальной адаптации.
К большому сожалению, этим занимаются в большей степени психологи в местах лишения свободы, в детских колониях, центрах лечения алко- и нарко- зависимостей, когда урон девиантом уже нанесен и часто исправить это невозможно.

Совет
4

Превентивные меры

Всегда лучше предотвратить беду, чем разбираться с последствиями. Проверка степени ригидности вашей семьи крайне важна для понимания возможности развития девиантного поведения у вашего подростка:

  • Если вы не говорите о своих чувствах с ребенком;
  • О своем истинном отношении к каким-то вещам и поступкам;
  • Если вы не признаете своей «человечности» и возможности ошибки;
  • Если вы никогда не просите прощения у своего подростка;
  • Если внешние показатели благополучия семьи для вас важнее, чем внутренняя удовлетворенность и счастье;
  • Если настаиваете на нерушимости своего авторитета в глазах ребенка;
  • Если за малейший проступок следует наказание и физическое насилие;
  • Если ваш подросток вас боится и/или ненавидит, тогда искренне признайте факт ригидности вашей семьи и возможности вашего ребенка стать девиантом.

Любые родители, любящие свое чадо и желающие ему добра, не хотят, чтобы он стал девиантом. Тем не менее, изменить себя и общий уклад семьи часто самостоятельно невозможно. Но некоторые меры все же можно принять, они станут первым и очень значимым шагом, который может предотвратить беду. Это две вещи:

1) Говорите о своих чувствах.
Ключевое слово «своих». Часто родители говорят: «Вот ты, такой-сякой неправильный! Натворил черт знает что!». Несомненно, реагировать на поведение девианта в более мягком ключе очень сложно, но нужно постараться. Оценивайте его поступки своим истинным отношением и озвучиванием чувств: «Знаешь, мне очень больно было наблюдать, как ты бьешь дворовую собаку палкой. Она сильно скулила, ей было невыносимо больно. Она не могла дать сдачи тебе». Таким образом, вы акцентируете внимание не на личности девианта, а на своих чувствах по поводу его поступка. Это важно на предмет того, что девиант часто не разделяет свою личность и свои поступки. У него нет ощущения своей природной «хорошести», которая присуща другим детям. Ударил кого-то, значит плохой мальчик. Нахамил в автобусе старушке, значит, плохой. Но это не так. Даже хорошие люди иногда совершают дурные поступки и вашему девианту это важно понимать;

2) Исключите физическое воздействие на ребенка.
Насилие порождает только насилие. Физическое наказание ребенка – это грубейшая форма нарушения личностных границ индивидуума. Это знак того, что только силой можно повлиять на ситуацию, это унижение. Ведь бьет тот, кто сильнее, кому нельзя ответить. Возникает злость и обида. Это те эмоции, которые не находят выход с тем, кто обижает. Поэтому, все девианты так агрессивны по отношению к другим людям. Таким способом они проявляют подавленную агрессию к тем, кто проявляет физическое насилие к ним.

Совет
5

Среднестатистический подросток и девиант

Как было сказано, подросток не равно девианту. Но переходной период так же характеризуется некоторыми чертами девиантности.

  1. Это желание подростка делать все не так, как делают родители.
  2. Это резкие высказывания по отношению к старшим по возрасту.
  3. Это и перепады настроения и эмоциональная замкнутость.
  4. Это повышение авторитета себе подобных, желание принадлежать к какой-то социальной группе единомышленников.

Все вышеперечисленное является нормой в переходном периоде, когда ребенок превращается во взрослого, ищет себя, расширяет свои границы, смотрит на возможности.

Задача взрослого в этот период – не мешать и очень тактично и почти незаметно направлять.
Девиант хочет того же, но способ достижения желаемого резко отличен. Девиант берет агрессией, истериками, физическим воздействием. Это те подростки, которые могут бросить стеклянную бутылку из-под только что выпитой водки в голову маленькому ребенку с 4-го этажа. Это те дети, которые издеваются над животными, режут их заживо и сжигают. Это те ребята, которые не посещают учебу и грубо хамят учителям и бьют их. Это те, которые занимаются групповыми изнасилованиями девочек, кражами и убийствами.
5
Поэтому, если ваш ребенок вам однажды нахамил, скажите о том, что это было неприятно и больно. Потом обнимите. Переходный возраст пройдет, и ваш повзрослевший ребенок будет вам благодарен за понимание.



загружаем...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

13 Да Нет 0