Как доходчиво объяснить ребенку, что такое совесть

Совесть – абстрактное понятие, неощутимое, бесформенное, не имеющее ни веса, ни объема. Значение этого термина в нашей жизни понять не просто: заступился за друга перед начальником (учителем) – сам попал в немилость, вернул лишнюю сдачу – себе в убыток, а если еще и вернул найденный кошелек, телефон… Какая из этого прямая польза, выгода? Только убытки и неприятности.

Прямые последствия всегда сразу видимы и ощутимы. Совесть не апеллирует к простым понятиям. Ее достижения косвенны: крепнет дружба, ведь успешно пройдена на нее проверка, растет авторитет у других и уважение к самому себе.

Одно из главных достижений «жизни по совести» – это ваше душевное спокойствие.

Жизнь по законам совести. Что это значит? По каким законам? Как объяснить их значение и научить следовать им вашего ребенка? Для получения ответов на эти вопросы мы предлагаем обратиться к нашей статье.

1

Совесть с позиции религии

Носителем законов общечеловеческой морали всегда являлась религия. В прошлом людям с детства доносилось понятие совести в основных религиозных принципах и постулатах.

Но в наше время религия утратила свое значение и влияние по ряду причин: развитие науки привело к распространению атеизма, а на постсоветском пространстве еще и в силу историко-политических событий, истинная же вера трансформировалась в следование традициям и ритуалам.

библия религия вера христианство

Если вы истинно верующий человек, вам не придется дополнительно объяснять ребенку, что есть совесть и как жить по ее законам – это жизнь по законам православия.

В обычной мирской жизни совесть – это стоп-кран, нравственный барьер, предостерегающий и отделяющий нас от греховных поступков.
2

Что должен понять ребенок

Объяснение ребенку раннего дошкольного возраста должно быть похоже на рассказ «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Поступки против законов совести:

  • против благополучия другого человека – это совершенное нехорошее дело;
  • против его спокойствия – это сказанное нехорошее слово;
  • против целого народа или даже всего человечества – это система нехороших слов и поступков.

Поступки по законам совести:

  • поступки с отрицательной частицей «не»: не злорадствуй, не злословь, не обманывай, не предавай, не обижай…
Их можно объединить в систему действий по принципу «не греши», при этом не перечисляя грехи, выделить главное: не желай зла ближнему своему.

дети дружба

Для более доходчивого объяснения нужно помочь ребенку транспонировать плохой поступок – «перенести» на себя: психологически представить то чувство, какое может вызвать у человека чья-то бессовестная выходка. Для этого надо прибегнуть к проигрыванию тестовых ситуаций с ролевыми замещениями и с ответами на вопрос: а что чувствую я, если со мной поступают аналогичным образом.

Объясните ребенку следующую особенность хороших поступков по совести, которую вам придется повторять неоднократно: не ждать взаимной отдачи, сиюминутного и незамедлительного ответного действия.

Совершить хороший поступок – это как посадить зернышко в почву: прежде чем пустить росток, оно должно укорениться.

В одном известном детском мультфильме добрый волшебник учил: «Делай добро и бросай его в воду». Оно вернется, может не от этого человека, может совсем нескоро, возможно обернется только личной победой совести, но все-таки победой.

3

Предпосылки для формирования совести

В раннем дошкольном возрасте дети получают уроки из жизни и примеры главных составляющих любви и заботы: сочувствия, жалости, сопереживания по отношению к себе и другим, ощущают гамму ответных чувств – это происходит закладка базовых основ сострадания, дружбы и любви. Но ребенок должен не только испытывать ответные чувства благодарности, но и сам учиться дарить добро.

дети дружба компания

На этом возрастном этапе в маленьком человеке закладывается как эгоизм, так и альтруизм. А совесть сможет зародиться на хорошо удобренной любовью и уважением почве.

Только тот человек способен на проявления дружбы и любви, уступки и компромиссы, сочувствие и сопереживание, кто имеет чувство собственного достоинства и уважение к себе.

Тогда он сможет уважать и любить других. Закладывайте в нем эти важные личностные качества.

Ребенок должен испытывать уважение и доверие к себе в семье, не быть под гнетом давления, тотального контроля и категоричной критики. С его мнением должны считаться, он должен участвовать в принятии некоторых решений, быть вовлеченным в общее дело, а значит, чувствовать свою роль и значение, пусть даже пока небольшое.

Совесть распространяется и на прилежное качественное выполнение своих обязанностей, трудовых и учебных.
Поэтому очень важна роль приобщения ребенка к труду, к самостоятельности, а значит к собственным обязанностям и ответственности за их выполнение.

Детям нужны примеры из книг, мультфильмов, фильмов, в которых герои поступают правильно, когда перед ними встает трудный выбор, часто не в свою пользу и даже в ущерб своим интересам, зато по законам совести.

4

Возрастные особенности

В период младшей школы дети внутренне знакомятся с чувством стыда за неэтичное поведение и страха за плохой поступок, особенно перед родителями и значимыми для них людьми, например, учителями из-за того, что их причислят к категории нехороших детей.

Совесть зарождается в душе ребенка подросткового возраста. С момента рождения Совести рождается Человек.

Один ребенок младшего школьного возраста при проведении психологической лекции-беседы сравнил совесть с внутренней сигнализацией. Потому что дети еще руководствуются чувством страха.

обида слезы одиночество мальчик

Подросток уже понимает, что сигнализирует о случившемся страх, а совесть должна не допустить бессовестного поступка, предотвратить его на этапе только зарождения мысли и желания его совершить.

Задача родителей – научить согласовывать свои поступки с совестью, слушать, а главное слышать свой внутренний голос чести, который должен заглушать призывы эгоистических желаний.

Если ребенок прошел «подготовительную» школу взращивания ростков совести, то в дальнейшем он сможет осуществлять самоконтроль – предварять свои недостойные действия, останавливать себя, когда только начинает задумываться о поступке во вред другому человеку.

А взрослые люди способны испытывать угрызения совести не на этапе совершенного поступка, а даже от того, что вовремя не пришли на помощь, не оказали поддержку – упустили возможность помочь, совершить нравственной поступок.

5

Личный пример

Проведите собственное тестирование ваших собственных и семейных правил и установок:

  • Отказываетесь ли вы от личных желаний в пользу помощи кому-то, в частности, ребенку?
  • Отзываетесь ли вы на призывы и просьбы ребенка?
  • Уважаете ли вы чужое пространство, мысли, чувства? Не служите ли вы сами примером не считаться с чужими вещами, чужим мнением?
  • Не сталкивается ли он с оскорблением личности – своей или кого-то еще, особенно дорогого ему человека, в семье, где он должен получать защиту, поддержку и понимание, примеры уважения и снисхождения?
  • Приобщен ли он к труду, есть ли у него круг закрепленных за ним обязанностей? Видит ли он пример трудолюбия и ответственного выполнения родителями своих взрослых обязанностей?
  • Имел ли он опыт несения ответственности за свои поступки и невыполненные обязанности?

семья прогулка

Помните: в воспитании детей главное правило – личный пример!
Заключение

Заключение

Замечательно просто и верно о совести сказал Лев Толстой: «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть».

Способствуйте зарождению у своего ребенка совести, развивайте ее, и вы направите его на путь к истинному счастью.

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

6 Да Нет 0