Способность самостоятельно ориентироваться во времени – важный навык для малышей. Он становится основой формирования таких значимых качеств, как пунктуальность и ответственность. С возрастом мы учимся полагаться на внутренние часики и узнавать точное время только по необходимости. Но то, что нам, взрослым, удается автоматически – часто мы даже не замечаем, как смотрим на часы, малышам кажется сложной наукой. О том, как помочь детям постичь умение ориентироваться по часам мы расскажем далее.

1

Учим цифры

Прежде чем обучать детей правилам использования часов, необходимо освоить цифры – хотя бы от 0 до 9. Сделать это достаточно просто.

  • Для начала следует помочь ребенку разобраться в понятиях «один» и «много». Например, «Вот – один кубик, а здесь их много», «У тебя один носик, но много пальчиков».
  • Чтобы малыш как можно быстрее освоил цифры, полезно с раннего возраста, еще до года, считать все, что попадается вам с крохой на пути. Например, ступеньки, яблоки в фруктовой вазе на кухне, кольца на пирамидке…
Чтобы малыш смог выучить названия цифр, нужно показывать их везде, где они нарисованы, и называть вслух: в книгах, на табличках с номерами домов, на кнопках телефона…

Можно приобрести специальный планшет с цифрами на магнитах, крупные мягкие циферки, конструкторы, интерактивные игрушки – играя так, можно не только учить названия, но и развивать мелкую моторику. Но важно, чтобы детали не были мелкими – для маленьких детей это небезопасно.

Некоторые малыши называют цифры и могут считать предметы до 10 уже к двум годам. С этого времени, и даже раньше, можно играть с часами и пробовать ненавязчиво рассказывать про время. Хотя навык определять время без помощи взрослых дети обретут намного позже – как минимум тогда, когда научиться считать до 60, чтобы осмыслить количество минут в часе. В среднем дети уверенно владеют этим навыком ближе к школьному возрасту.

2

Выбираем часы

Чтобы начинать обучение, нужно выбрать удобное пособие.

Можно приобрести специальные игрушечные часы, с большими удобными стрелками и веселыми картинками.

Рисунки могут быть разными – например, такими, где циферблат украшен любимыми мультяшными героями, которые «живут» напротив цифр и делают то, что положено по распорядку дня в определенное время: умываются, кушают, спят и пр.

  • Учитывая, что изучение происходит в игре, желательно позволять ребенку не только смотреть, но и подключать тактильные ощущения – трогать часы ручками. Так запоминание происходит веселее и проще. Поэтому, если нет возможности купить игрушечные часы, можно использовать обычные, которые есть дома. Но оптимально брать не какие-то ценные, дорогие или просто любимые – поскольку риск испортить их высок. А те, которые не жалко – главное не красота, а сама конструкция. И, опять-таки, помните о риске мелких деталей для крох.
  • Цифры должны быть крупными и четкими. Дизайнерские решения с витиеватыми знаками или римскими цифрами красиво и оригинально смотрятся, но не подходят для обучения детишек.

  • Можно объяснять время и на электронных часах – настольных или тех, которые показывают время на рабочем столе смартфона (во втором случае можно даже установить программу с функцией произнесения времени вслух). Но все-таки часы со стрелками – это любопытнее и полезнее для развития мышления.
3

Изучаем понятия целого, половины, четверти

Чтобы ребенок мог понять, что такое, например, четверть третьего или половина одиннадцатого, ему важно осознать эти понятия.

  • Проще всего обучить им с помощью чего-то, что можно разделить на части. Это могут быть специальные игровые наборы или обычные фрукты – яблоки, апельсины. Главное, чтобы плод можно было разделить на равные части и наглядно объяснить, что такое четверть, половина, целое.
  • Затем провести аналогию – рассказать, что день – словно яблоко, делится на 24 часа. Часы со стрелками обычно отражают половину дня – то есть 12 часов. А каждый час делится на 60 минут. С секундами для начала можно и подождать – чтобы упростить задачу, а можно рассказать о них сразу же.
  • Используя часы, пробуем объяснить и такие понятия, как полчаса, полтора часа, четверть пятого, без четверти восемь, полседьмого, ровно девять и т.д.
  • Расскажите, что называть время можно по-разному – полвторого и час (или тринадцать) тридцать, полпятого и четыре (или шестнадцать) тридцать, ровно семь или семь (девятнадцать) ноль-ноль.
Формат типа «7 часов 34 минуты» понять сложнее. К такому лучше переходить, когда малыш легко определяет время, делимое на 5 – семь часов пять минут, двадцать минут, сорок пять минут и пр.
4

Учимся весело

  • Показываем, какие стрелочки указывают на часы, минуты, секунды. Рассказать об этом придется много раз – терпеливо и в игровой форме.
Для удобства можно на соответственные стрелки наклеить названия – «часы» или «минуты» (даже если кроха еще не умеет читать).
  • В книжных магазинах продается огромное количество книг с детскими стихами про время и режим дня – детям интересно постигать знания о часах и минутах, читая стишки и разглядывая картинки.
  • Кроме того, можно скачать специальное учебное приложение.
  • Полезно объяснить ребенку понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки».
  • Играйте, крутя стрелки – сначала пусть малыш выставляет определенное время, а родитель озвучивает его, а потом – наоборот.
  • Вырежьте из картона круг, нарисуйте на нем цифры, обозначающие часы, вместе с ребенком – это одновременно и творческое, и учебное занятие. Можно поделить циферблат на сектора и раскрасить, нарисовать атрибуты того или иного времени суток (зубную щетку и чашку с чаем – для утра, игрушки – для дневного времени, уютную кроватку – для вечернего). В качестве стрелок можно использовать палочки от мороженого, фломастеры или карандаши.
5

Собственные часы

Чтобы поощрить ребенка побыстрее научиться разбираться во времени, можно презентовать ему, такому взрослому и ответственному, собственные часы.

Например:

  • Наручные – стильные и сдержанные, похожие на взрослые, или выполненные по мотивам любимого мультфильма.
  • Настенные, которые можно повесить в детскую комнату на видном месте.
  • Настольные – которые можно разместить на письменном столе в детской.

Будильник, который поможет не только самостоятельно определять время, но и учиться просыпаться – отличная подготовка к детскому садику.
6

Время – основа режима дня

Научить ребенка определять время – не самоцель, а важный навык, который помогает планировать распорядок дня и следовать ему.

Очень полезно обучать малышей основам тайм-менеджмента – опять-таки, это важно для адаптации к детскому саду и школе.
  • Учите деток таким понятиям, как утро, день, вечер, ночь. Конечно, в игровой форме, с помощью ассоциаций: светит ли солнце, что пора делать – просыпаться или, наоборот, готовиться ко сну, пришли ли родители с работы.
  • Просыпаться, ложиться спать, завтракать, обедать, полдничать и ужинать, ходить на прогулки и играть, принимать ванну – все это желательно делать примерно в одно и то же время. Обучая малыша, приступая к очередному занятию, важно обращать его внимание на часы: «Смотри, уже 12 часов дня, пора обедать», «Полдесятого, давай набирать ванну» и пр. А потом и просить ребенка самостоятельно определить, который час, подсказать, что пора делать.
7

12-часовой формат времени

Такой формат предполагает деление суток на две части по 12 часов – a.m. (до полудня) или p.m. (после полудня).
Это может быть непросто понять маленькому ребенку, но постепенно можно объяснять и этот аспект – в наших широтах данный формат используется нечасто, но многие электронные часы показывают время именно так.
8

Альтернативные варианты

Чтобы учиться определению времени было еще веселее, можно рассказать ребенку, какие варианты, кроме обычных часов, со стрелками или электронных, используются.

  • Например, как устанавливать примерное время по солнцу, хотя бы на примитивном уровне (солнце в зените – полдень, пора идти домой обедать).
  • Как узнать, который час, по цветам. Если в вашем городе есть цветочные часы, непременно сводите ребенка полюбоваться на эту инсталляцию.

Песочные часы – невероятно увлекательное занятие для детишек. Особенно с разноцветным песком и интересным дизайном.
Они не помогут определить, который час, но позволяют развивать ощущение времени – например, сколько длится минута или три.

Заключение

Заключение

Учить ребенка определять время нужно для того, чтобы впоследствии он мог стать самостоятельным и ценил столь важный ресурс. Сделать это несложно, если выбрать игровую форму, проявить терпение и предложить крохе простые обучающие пособия.

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

3 Да Нет 0