Как определить с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и помочь ребенку

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)– очень распространенное расстройство, в основании которого лежат неврологические предпосылки, формирующие поведенческие реакции.

Личность с СДВГ характеризуется импульсивностью, невнимательностью, забывчивостью, отвлекаемостью, чрезмерной физической активностью и невозможностью «усидеть на одном месте», эмоциональной возбудимостью.

В общем, буря эмоций и «шило» в одном месте.

  • Дети с СДВГ очень активны в общении и поведении, что негативно влияет на формирование социальных взаимоотношений.
  • С таким ребенком сложно разговаривать, ведь он часто перебивает и не дослушивает речь до конца.
  • Такой ребенок все время в движении, за ним не угнаться.
  • Успеваемость в школе низкая, так как ребенок не может сосредоточиться и сконцентрировать свое внимание на чем-то одном.
  • Он требует постоянного наблюдения и внимания к своей персоне от взрослых, поэтому родители все время уставшие. И т.д.

Детей с СДВГ в наше время все больше, как и уставших родителей, педагогов и медицинских работников. К сожалению, наша система дошкольного и школьного образования не располагает ресурсами для качественного обучения и развития таких особенных детей. Поэтому им очень сложно учиться, дружить и принимать себя, ведь часто окружение и сами родители давят на ребенка и упрекают его в слабости и неумении себя вести, не понимая, что он не не хочет, а просто не может иначе.

Важно отметить, что СДВГ – это БОЛЕЗНЬ, а не черта характера, издержки воспитания или негативное влияние социальной среды.

На самом деле, СДВГ – очень специфическое заболевание в силу этиологической неясности, специфики диагностирования и методов лечения.

О происхождении и истинных причинах возникновения СДВГ ходят легенды, существует масса точек зрения в кругу медиков и педагогов. Среди существующих взглядов на происхождение СДВГ выделим следующие:

  • Экологические факторы;
  • Состояние здоровья матери перед беременностью и в период вынашивания ребенка, наличие инфекционных заболеваний матери, а так же прием лекарственных препаратов, алкоголя, табака, наркотических веществ во время беременности и кормления грудью;
  • Роды с осложнениями, травмы матери и ребенка во время родов, кесарево сечение;
  • Инфекционные заболевания новорожденных или механическая травматизация, влекущая повреждения головного мозга;
  • Другие болезни, которые могут повлиять на работу мозга и его насыщение кислородом (пневмония, сахарный диабет, сердечная недостаточность и т.д.);
  • Генетическая предрасположенность.

Таким образом, указать какую-то одну причину возникновения СДВГ и подвести под нее доказательную базу достаточно сложно, ведь у матери-наркоманки может родиться вполне здоровый малыш без СДВГ, а у совершенно здоровой женщины во время родов без патологий появиться на свет ребенок с СДВГ.

Методы диагностики СДВГ так же носят «размытый» характер. Дело в том, что проявления СДВГ и развитие болезни очень просто перепутать с другими болезнями и психологическими особенностями конкретного ребенка (педагогическая запущенность, синдром Туретта, дислексия, неблагоприятная социальная атмосфера и т.д.).

Тем не менее, есть ряд диагностических критериев, согласно которым определяется наличие/отсутствие СДВГ у конкретного ребенка:

  • Возможность диагностировать СДВГ не ранее 6 лет;
  • Оценка поведения ребенка в двух и более обстановках (дома и в школе, например);
  • Признаки СДВГ должны проявляться не менее полугода;
  • Для постановки диагноза необходимо наличие 6 признаков СДВГ (для детей после 17 лет – 5 признаков).
  • Признаки невнимательности, импульсивности и гиперактивности.

СДВГ – название общее, но постановка диагноза требует конкретики. СДВГ может быть в трех разных вариациях:

  1. Симптомы невнимательности:
    • Отсутствие способности удержать внимание на деталях или конкретном предмете/задании;
    • Складывается впечатление, что ребенок вообще не слушает обращенную к нему речь взрослых и детей и находится где-то «в своем мире»;
    • Сложно придерживаться конкретных правил поведения и инструкций при выполнении заданий;
    • Трудности в организации выполнения работы или задания самостоятельно, нуждается в инструкциях из вне;
    • Не любит игры и работу, которая требует концентрации внимания и усидчивости;
    • Забывчивость, отвлекаемость, неорганизованность;
    • Ломает вещи, теряет предметы.

  2. Симптомы импульсивности:
    • Несдержанность в высказываниях;
    • Нетерпимость, сложно дождаться своей очереди в высказываниях, поэтому часто перебивают взрослых и детей;
    • Желание получить все «здесь и сейчас».

  3. Симптомы гиперактивности:
    • Беспокойство в движениях (дергают ногами, руками, вертятся, ерзают);
    • Неусидчивость;
    • Бесцельная физическая активность (махать руками во время чтения, болтать ногами во время еды и т.д.);
    • Излишняя болтливость;
    • Трудности с засыпанием и «активный сон» (крутится во время сна, сбрасывает одеяло или подушку и т.д.).

Существует так же и смешанный тип СДВГ, куда входят все три признака.

Каждый признак оценивается отдельно, на основании чего утверждается диагноз СДВГ + признак.

Что касается методов лечения СДВГ в различных вариациях, то и в этом вопросе нет однозначности. Некоторые считают, что психологической коррекции вполне достаточно. Существует точка зрения о том, что СДВГ можно «перерасти» и делать вообще ничего не нужно. Существует радикальный подход, который не рассматривает СДВГ как болезнь вообще, соответственно, лечения от несуществующей болезни не может быть.

Тем не менее, большинство медиков склонны настаивать на комплексном подходе к лечению СДВГ, который включает нейропсихологическую коррекцию и медикаментозное лечение, которое назначают в случае недостаточности/неэффективности нейропсихологического вмешательства.

СДВГ – сложный и неоднозначный диагноз в силу различных причин, среди которых:

  1. Отсутствие базы для лабораторных исследований, которые бы со 100% гарантией могли подтвердить или опровергнуть диагноз СДВГ (симптомы есть, а инструмента для подтверждения диагноза нет);
  2. Отсутствие краткосрочного метода лечения. Нейропсихологическая коррекция и медикаментозное лечение очень длительны и затратны;
  3. При медикаментозном лечении иногда используются психотропные препараты;
  4. Некоторые исследования доказывают, что СДВГ – это несуществующая болезнь и любые методы ее «лечения» – это вымысел.

В виду сказанного, каждый родитель принимает решение самостоятельно – верить в СДВГ или нет. Соответственно, обращаться за помощью или нет. Если вы относитесь к категории «верующих в СДВГ» и желаете помочь своему ребенку, следующие советы и варианты помощи, несомненно, будут полезны и эффективны.

1

Обратитесь к доктору

Каждая мама знает своего ребенка. Если вы наблюдаете у своего малыша повышенную активность, невнимательность, некую «расхлябанность» и это стало, скорее, характеристиками личности ребенка, а не просто непослушанием или демонстрацией обиды/злости/травмы, следует обратиться к доктору соответствующей квалификации. К невропатологу. Опытный врач проведет диагностику ребенка с вашей помощью, исследует мозговую активность и возможные дисфункции и определит вердикт.

доктор

Крайне важно не навешивать ярлыки, а поставить диагноз именно у доктора, так как СДВГ можно перепутать с другими серьезными заболеваниями или отмахнуться от своей родительской несостоятельности на предмет неумения/нежелания воспитывать ребенка и отвечать за это.
2

Установите правила

Если у вашего ребенка есть СДВГ (медицинское заключение или ваши наблюдения до 6 лет), тогда первым и одним из самых важных шагов на предмет изменения ситуации станет определение границ дозволенного, правил поведения и четких инструкций выполнения.

Определите границы дозволенного и правила поведения. Детям с СДВГ независимо от вариаций крайне сложно придерживаться разнообразных ограничений «Это нельзя!», «Туда не ходи!» и т.д. Даже если ребенок понимает и осознает негативные последствия того, что вы не позволяете, ему очень сложно удержаться от импульса быстро получить желаемое. Его тело уже стремиться, а мозг еще не проработал информацию «нельзя!».

Следует четко определить границы дозволенного, и попытаться обустроить так пространство ребенка, чтобы соблазна сделать то, что нельзя, не было.
Легче предупредить, чем потом ругать ребенка за проступок. Список «нельзя!» должен быть четким, понятным для ребенка, аргументированным для него и систематичным («нельзя!» не только сегодня и завтра, а всегда). Таким образом, мы учим детей контролировать свои действия и ограничивать себя.

Создавайте четкие инструкции. Детям с СДВГ сложно самостоятельно организовать свою деятельность и следовать глобальным инструкциям взрослого.

Поэтому вместо «Убери у себя в комнате», стоит конкретизировать, а что именно следует сделать: «Застели кровать, переложи одежду со стула в шкаф, пропылесось ковер и полей вазон».
Таким образом, ребенку легче достигнуть цели и направить энергию в нужном направлении.

1

Обязательно хвалите ребенка за успехи! Пусть он сделал не все, что требовалось или не так качественно, но, поверьте, он очень старался и потратил много сил.

3

Играйте в правильные игры

Игры, в которые следует играть с СДВГ-шкой должны быть направлены на развитие внимательности, усидчивости, неспешности, сдержанности.

Поэтому настольные игры, которые требуют внимания и покоя, самое оно.

2

Очень полезны и нравятся детям соревновательные игры на скорость.

Детям с СДВГ нужно играть не «кто быстрее и проворнее?», а наоборот «кто медленнее высыпит песочек из руки в ведерко?» или «кто медленнее пройдет по ровной линии до того дерева?».
Такие игры очень хорошо концентрируют ребенка на выполнении задания и развивают умение сдерживать свои порывы.
4

Спорт

Дети с СДВГ, с одной стороны, очень нуждаются в развитии и обучении быть спокойными, взвешенными, контролирующими себя. С другой стороны, энергия бьет через край и это данность.

Эту физическую активность стоит направить в конструктивное русло, а именно, в физическую активность или спорт.
Пусть бегает, прыгает, кувыркается, но систематически. Запишите его в секцию по футболу, плаванию, легкой атлетике.

3

Занимаясь спортом, ребенок будет иметь возможность сбрасывать лишнюю энергию, а это необходимо при СДВГ.
5

Массаж и расслабление

Массаж – очень эффективное средство для снятия стресса и напряжения посредством тела. Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком активен или перевозбужден, сделайте расслабляющий массаж. Не умеете – обратитесь к профессионалу или возьмите уроки расслабляющего детского массажа.

Легкие поглаживания успокоят нервную систему ребенка и чрезмерное возбуждение пройдет.
6

Примите своего ребенка

Воспитывать ребенка с СДВГ сложно, порой невыносимо. Он постоянно что-то требует, ломает, теряет, просит, не слушает, падает и т.д. Тем не менее, это ваш малыш, ваша плоть и кровь. Он ведет себя так не потому что плохой или специально поступает плохо, а потому что болен. СДВГ невозможно вылечить за 2 недели приемом таблеток. СДВГ – это образ жизни (какой? – описано выше), как сахарный диабет.

4

Каждый день вам придется прикладывать усилия, чтобы успокоить и уравновесить малыша с помощью игр, указаний, правил и т.д.

Это труд, но это ваш ребенок. И он особенный. Примите СДВГ как данность и наслаждайтесь ребенком.

ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

9 Да Нет 0