Как научить ребенка спокойно и уверенно делать выбор

Свобода выбора – один из основных шагов к счастливой жизни. Каждый день мы принимаем десятки решений, важных и не очень. Умение найти в себе решительность поступить в силу своего мнения, очень важно и должно иметь крепкий фундамент с раннего детства.

Человек должен делать выбор. В этом и состоит его сила – в могуществе его решений.
Коэльо Пауло

Проблема нерешительности может стать неподъемной ношей для человека в будущем. Ведь его жизнь сложится так, как удобно окружающим, исходя с их точки зрения, предрассудков и личного опыта.

Изменить это крайне сложно. Обращаемся к родителям малышей, которые еще беззаботно посапывают в кроватке, – давайте детям право выбора, и они станут сильными личностями.

1

Зачем малышу уметь выбирать

Родители лучше ориентируются в жизненных ситуациях, поступках и тд. Но это знание базируется только на их субъективном мнении и пережитом опыте. Поэтому нужно стараться, чтобы окончательное решение было за ребенком (сейчас не рассматривается бездумное потакание капризам).

В раннем возрасте важно научить делать осознанный выбор: помогите ребенку, посоветуйте, тренируйте диалог «поступок – объяснение», направьте – дайте возможность самому определиться между вариантами, что нравятся вам.

Ни в коем случае нельзя критиковать решение ребенка, заставлять отказываться от него, даже если оно глупо и бессмысленно, или ставить в рамки «вот закончит школу/подрастет/начнет работать – тогда будет решать сам».

Результатом такой модели поведения станет замкнутый человек, страдающий от навязанной ему жизни, не им выбранных знакомых, работы, увлечений, абсолютно нерешительный, неуверенный в себе, часто безответственный, ним легко манипулировать и использовать. Или наоборот – неконтролируемый бунтарь.

Если у Вас нет цели навредить собственному сыну или дочери, умение и право выбора должно быть частью вашей привычной жизни.

Обратите внимание на границы запрета, чтобы правильное воспитание не превратилось в бесконтрольный хаос:

  • Ребенок своими действиями несет угрозу жизни или здоровью себе/окружающим, может причинить материальный вред;
  • Поведение в социуме и решения за других людей;
  • Правила и законы на уровне города и страны.

выбор

2

Когда начинать учить

Неосознанные, но существенные желания и решения, малыш принимает уже в младенческом возрасте, определяя, кушать ли эту кашку, играть ли этой погремушкой или отбросить, на чьих руках уснуть.

Чтобы эти навыки формировались правильно, необходимо корректно подходить к воспитанию ребенка. Сначала давать волю выбора в знакомых, простых вещах. Далее – настаивать на возможности познать новое и сравнить с привычным.

  • Элементарное предпочтение игрушки или «вкусняшки» уверенно сформировано и четко выражается уже с 2 лет.
  • В 5 лет малыш уже может сказать, куда хочет пойти прогуляться, что надеть, чем заняться. При этом ребенок уверенно может объяснить мотив решения и свое мнение. Но не забывайте установить четкие и непоколебимые границы дозволенного.

Если в раннем возрасте родители уделят должное внимание вопросу умения выбирать, ребенок гармонично перейдет к следующему шагу взросления – самостоятельно обдуманным и взвешенным решениям, уверенности в себе и уважению своего (и чужого) мнения.

3

Учимся на простых вещах

Каждый день есть возможность найти массу поводов, как ненавязчиво подтолкнуть ребенка к решению. Обсудим наиболее распространенные.

Покупки Пусть сын или дочь хотя бы частично принимают участие в выборе продуктов, подарка для кого-то из членов семьи. Если дело касается покупки исключительно для ребенка, будет совершенно нелогично не посоветоваться с ним. Если он что-то сильно просит, спрашивайте аргументы, почему покупка должна быть совершена.

Хорошим «тренажером» станет имитация будущих собственных покупок: пусть у ребенка будет маленькая зона ответственности, например, за сладости к чаю. Так у него появится право выбора.

Прием пищи Простой вопрос «тебе какой кусочек?», «что ты хотел бы на десерт?», «на выходных мы приготовим это?» даст понять, что мнение маленького жителя дома тоже можно уважать, как и пожелания взрослых.
Выбор деятельности Говорите на равных. Заинтересованно, увлеченно слушайте его рассказы. Лет с 5 можно смело обсудить с ним, куда пойти прогуляться, какую книгу будете читать перед сном, какую игрушку или вещь он хочет на День рождения или Новый Год. Возможно, ребенок чем-то увлекается и хочет развивать это в кружке или секции?
Выбор одежды Здесь важна та тонкая грань между личностным самовыражением, формированием чувства стиля и неуместным нарядом с потраченными нервами. Это и касается покупки одежды в магазине, где вещь должна, как минимум, нравиться ребенку. В подобных ситуациях можно немного переиграть события: если вы дома – спрячьте всю неуместную одежду, и покажите нужную, помогая в сочетании. Готовьте вместе одежду на утро вечером. Если в магазине – подберите удобные для варианты по цене и качеству, а остальное оставьте малышу.

Если выбор был сделан, его нужно принять. Заставлять ребенка отказываться или критиковать его решение чревато негативными последствиями. Он будет думать, что его мнение – пустое место, и всегда можно отменить действие, чтобы не нести ответственность. Даже если позже выбор окажется ошибочным, ребенок сможет осознать и объяснить, где он не досмотрел.

Выбор одежды

4

Выбор и принятие ответственности - это навык

Малыш, сталкиваясь в повседневной жизни с правом выбора, формирует прочный навык на будущее – решительность, твердость мнения, ответственность за свои поступки. Это сильная личность, которая уважает себя и окружающих, может постоять за себя и правильно, со своей точки зрения, строить жизнь.

Родители также формируют определенный навык. Сделав выбор в пользу хорошего будущего малыша, взрослые терпеливо уделяют время и создают ситуации для практики, позволяют делать ошибки, неся ответственность за последствия. Но не ругают ребенка, а анализируют ситуацию. Обучение в данном вопросе имеет взаимный характер и полезно для обеих сторон.

5

Папам и мамам на заметку

  • Воспринимайте сына или дочь на равных, так как он (она) индивидуальная личность;
  • Ребенок в будущем имеет право на свою жизнь и решения, исходя из собственных пожеланий, ваше мнение должно быть в форме советов, а не приказаний;
  • Меняйте себя, дети – это зеркало родителей. Пусть он видит перед собой сильную личность, что взвешенно принимает решения и не боится ответственности;
  • Ведите диалог. Постоянно. Не кричите, не шантажируйте, не угрожайте. Просто говорите, спрашивайте его мнение и озвучивайте свое;
  • Учите определяться между вариантами и отказываться от одной вещи в пользу второй, так как иметь все – нереально;
  • Читайте сказки, рассказывайте истории, где в сюжете ярко выражена проблема выбора и последствия решений, обсуждайте это, играйте в настольные игры;
  • Больше практики: в быту, в играх, в разговорах и тд. Повторение – залог успеха;
  • Предоставляйте грамотный выбор (не предлагайте выбрать на обед между супом и мороженным).

Видео к материалу



Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

0 Да Нет 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *