Воспитание – это система взаимоотношений между взрослыми и детьми, которая предполагает уход, удовлетворение потребностей и передачу опыта старшего поколения молодняку.

Цель воспитания – научить ребенка жить и эффективно взаимодействовать в окружающем мире самостоятельно.

Родители, рано или поздно, уйдут. Поэтому их главной задачей является научение чада жить своим умом и без их помощи.

Младенец не может обслуживать сам себя, и без заботы мамы он просто погибнет. Но по мере взросления, родители обязаны постепенно обучать его навыкам самообслуживания, самостоятельности, открывать мир, защищать и т.д. Именно семья или другие значимые взрослые (опекуны, воспитатели в детских домах и т.д.) вкладывают в малыша багаж знаний и опыта, который во взрослом возрасте станет его внутренним голосом.

Дитя, как губка, бессознательно впитывает стиль поведения, манеру общения, приоритеты, ценности семьи и воспринимает это как норму и единственно верный шаблон.
Даже в семьях, где физические наказания ребенка в порядке вещей, и он испытывает страдания, такая система «воспитания» считается правильной для него, ибо малыш не знает другой. По этой причине дети, которых били в детстве, становятся родителями, бьющими собственное потомство.

Систем и типов воспитания существует масса. Каждая семья выбирает тот вариант, который лучше всего «ложится» на ее ценности, взгляды, возможности. У каждой есть свои плюсы и минусы. Но есть общие правила, следуя которым, каждый родитель может вырастить счастливую личность в психологическом и физическом плане.

Любая воспитательная парадигма – это система установленных правил общежития, следовать которым ребенок обязан, иначе последует наказание.

К сожалению, многие семьи не располагают ни четкими правилами, ни осмысленной системой наказаний. Нормы поведения не озвучиваются, а наказание бессистемное.

  • Чаще, это повышение голоса;
  • Физическое воздействие;
  • Запреты разного рода.

Иногда доходит до того, что ребенку вообще ничего нельзя, кроме посещения школы и уборки своей комнаты. Родители видят не живого человека, пусть и маленького роста, а робота, исполняющего их волю. Не выполнил установленное – наказан.

Современная психология настаивает на выборе воспитательных методов, исключающих наказания. Как? Очень просто – в ребенке развивается мотивация сделать хорошо, а не плохо. Если он принимает решение поступить неправильно – его право, но тогда будут последствия.
Это система обучения ответственности, на которую часто просто не хватает терпения у родителей. Проще надавать подзатыльников.

Тем не менее, если вы готовы вкладывать в свое любимое чадо то, что поможет ему в будущем, обладаете терпением и здравым смыслом, эта статья для вас. В ней мы расскажем о том, чего запрещать не стоит в воспитательных целях и почему.

1

Выражать собственные эмоции

Любая эмоция – это реакция психики на внешний раздражитель

Если ребенок боится – он будет плакать. Если подарили красивую игрушку – будет смеяться. Психологи не разделяют эмоциональный фон на позитивный и негативный. Нет плохих и хороших эмоций. Есть реакция.

Современное общество, к сожалению, усматривает в некоторых угрозу и учит сдерживать «неправильные» эмоции. Детям запрещают плакать, стучать кулаками или капризничать. С одной стороны, следует обучать правилам поведения в обществе, но трамбовать и давить эмоции в себе нельзя.

Эмоцию нужно прожить до конца. Если ее сдержать, не высказать, она осядет в психике и однажды обязательно появится.
А если таких эмоций накопится много, тогда незапланированная «беспричинная» истерика гарантирована.

Не запрещайте ребенку сдерживать свои эмоции. Научите делать это в приемлемой форме.

ребенок смеется

Если малыш расстроен, обнимите его и скажите, что вам искренне жаль, что так вышло. Согласитесь с тем, что эмоции у ребенка есть (даже если они непонятны вам или смешны). Нужно помочь их прожить.

Даже в слезах нет ничего страшного.

Хуже, если ребенок не плачет вообще. Такой взрослый – плохая личность, не умеющая ни себя чувствовать, ни других.
2

Помогать родителям

Часто родители ожидают, что малыш начнет делать действие правильно сразу. Захотел принести маме компот и разлил. Или хотел помыть пол, но еще больше размазал грязь. Это нормально, когда дети ошибаются обучаясь.

ребенок помогает родителям

Не стоит отбирать половую тряпку или чашку с остатками компота и кричать:

«Маленький еще! Не трогай, ничего не получается!»

Так вы отобьете желание совершенствовать навык и помогать вам в принципе. А для чего, если вы все равно не довольны?

Поощряйте любые (даже самые нелепые) попытки вам помочь. Благодарите обязательно. Ребенок со временем научится и будет тереть пол до блеска.
3

Самостоятельно питаться

Часто мамы кормят с ложки детей до 6 лет. И чашку ко рту поднесут, и вилкой картошку подавят, и салфеткой рот вытрут. С одной стороны, это демонстрация любви и заботы о ребенке. С другой – медвежья услуга.

Без навыков самостоятельно есть, одеваться и справлять нужду, ребенок растет инфантильным и неприспособленным к жизни. А взрослые инфантильные дети – это очень нехорошо. Из-за этого возникают проблемы в детских коллективах, когда над ребенком-неумехой смеются сверстники. Также, малыш учится тому, что ему не нужно стараться и прикладывать усилия, чтобы что-то получить. За него все сделают.

Естественно, ребенок научится есть самостоятельно и пользоваться столовыми приборами, но позиция «пусть сделает за меня кто-то другой» останется по жизни.

Навык самостоятельной еды полезен для развития мозга. Моторика рук напрямую связана со стимуляцией полушарий. Чем больше малыш совершенствует навыки руки, тем лучше развивается его интеллект.

ребенок кушает сам

С полутора лет можно спокойно вручить малышу ложку и пусть учится. Да, кашей вымажет себя и мебель, но важнее другое – научить и подкрепить самостоятельность.

Вы читали нашу статью о том, как научить ребенка кушать ложкой? Если нет, рекомендуем прочитать.

4

Высказывать личное мнение

К детям в семьях часто не прислушиваются. Родители взрослые и умные – сами знают, как правильно поступить и что делать. Но это позиция неверная. Существует масса вещей, которые ребенок способен решать или по поводу них высказываться. Озвучивать свою позицию очень важно.

  • Во-первых, здорово, что она (своя позиция) есть.
  • Во-вторых, в диалоге со взрослыми ребенок учится как отстаивать ее, так и идти на компромисс, соглашаясь с родителями.

Такой навык нуждается в подкреплении:

«Малыш, а ты что думаешь по этому поводу?»;
«Коля, как ты считаешь?» и т.д.

Эти вопросы демонстрируют значимость ребенка в семье, уважение и обучают толерантности, умению думать и принимать решение.

С раннего возраста предлагайте ребенку самостоятельно сделать выбор. Например, какие колготы сегодня надеть. На завтрак поесть кашу или творожок.

Но не стоит грузить ребенка выбором не по возрасту и спрашивать мнение о взрослых проблемах.

В одной из наших статей мы делимся несколькими секретами, как сделать ребенка уверенным в себе. Рекомендуем ими воспользоваться.

5

Смотреть мультики

Просмотр мультфильмов – это любимое занятие детей всех возрастов. Мультик – отличный способ увлекательно провести время и научить ребенка чему-то.

Сейчас есть много познавательных, обучающих мультфильмов, которые поведают то, чего не знают родители.

Помимо знаний, мультфильм формирует и мораль. Ребенок смотрит сюжет, выделяет каких-то героев, формирует отношение к происходящему на экране.

Поэтому, вместо запретов смотреть мультфильмы, обсудите с ребенком сюжет:

  1. “Кто больше всего нравится?”;
  2. “Почему герой поступил так?”;
  3. “Что бы ты сделал на его месте?”.

Не стоит запрещать смотреть мультики, но важно подходить к этому с умом. Если ребенок сутками глазеет в экран, последствия хуже, чем вообще не смотреть.

  • Ограничивается кругозор;
  • Притупляется любопытство;
  • Утрачиваются навыки общения со сверстниками;
  • Ребенок начинает жить в мультяшном мире, а не в реальности.

ребенок смотрит мультики

Не запрещайте, а ограничивайте время. И следите за смыслом того, что смотрит ребенок. 7-летнему малышу не стоит включать страшилки, а 13- летнему подростку не будут интересны сказки. Лучше поделитесь с ребенком секретами, как научиться дружить.

6

Бегать и прыгать

Чем лучше развит ребенок физически, тем лучше развивается его мозг.

Сдерживать ребенка в движениях нельзя, это залог его здоровья и полноценного психофизического развития.

Часто родители запрещают бегать и прыгать в неположенных и опасных местах. В автобусе, на высоте, на дороге и т.д. Причина очевидна – взрослые опасаются за жизнь и здоровье малыша.

девочка за руку с мамой

Вместо ограничений стоит организовать возможность для безопасного удовлетворения потребностей в физической нагрузке.

  • Это может быть детский центр;
  • Стадион за домом;
  • Домашний спортивный уголок и т.д.
Если у ребенка будет возможность сбрасывать накопившуюся энергию и активничать в «положенных» местах, вы сможете усмирить малыша там, где опасно.
7

Играть с домашними животными

Наличие домашних животных в доме благоприятно действует на развитие ребенка. Кошка, собака, попугай или рыбки – это живые существа, жизнь которых требует ответственного подхода как со стороны взрослых, так и детей. О них нужно заботиться, кормить, лечить.

Уход за животным – это тренажер человечности и гуманного отношения к тем, кто без нас пропадет.

Помимо обеспечения жизнедеятельности животного, с ним можно играть и баловаться. Игры с животными не стоит вносить в список запрещенного.

  • Во-первых, тактильный контакт с шерстью имеет успокоительное действие.
  • Во-вторых, играя с животным, ребенок развивает осторожность и понимает ограничения другого существа, а значит, будет общаться так же с людьми.
  • В-третьих, дружба с животным для ребенка имеет колоссальное значение, так как вызывает гордость за то, что питомец уважает его и любит.

дети и собака

Частые запросы детей в интернете “как маму уговорить купить собаку“. Пойдите другим путем. Не ждите уговоров. Просто выслушайте ребенка, и обсудите по-взрослому с ним все нюансы, которые касаются содержания животного в доме. Ребенок должен понимать и свою ответственность. Позвольте ему проявить свою серьезность и надежность. Ведь это не проблема. Есть спокойные собаки для квартиры, например.

8

Пачкаться, устраивать беспорядок

Часто родители запрещают ребенку двигаться и прикасаться к предметам, чтобы только не запачкался. Соблюдение чистоты и гигиены важно, но главное, не переборщить с «чистоплотностью».

Дети познают мир ежесекундно двигаясь, трогая, ломая, теряя предметы и вещи. Это нормально.

Не стоит растить тепличного ребенка, который не знает, что такое грязь, пыль, бактерии и беспорядок в доме. Это негативно скажется на здоровье малыша, так как подрастая, все равно столкнется с этим, а иммунитета не будет.

Придерживайтесь золотой середины:

  • Если испачкался, вытрите руки.
  • Если вам сложно ухаживать за грязной одеждой, тогда одевайте ребенка на прогулку во что-нибудь не праздничное. Платье с великолепными оборками и белоснежные банты порадуют вас, но никак не ребенка, который хочет бегать и прыгать, а ему нельзя «ибо вымажешь и порвешь!»

Не ругайтесь за устроенный беспорядок из кучи игрушек, вещей, покрывал и подушек в детской комнате. Возможно, это волшебный замок, в котором живут феи. Обучайте ребенка находить нужные вещи.

Например:

«Ой, какая огромная куча из игрушек! Как же разобраться, где какая? Миша, а давай разложим их по местам, ведь так проще будет узнать, а вдруг какая-то потерялась!?»

Такой подход учит систематизировать предметы и понимать, для чего это нужно!

ребенок ест мороженное

Разрешайте детям иногда устраивать беспорядок и помогайте направить на уборку не потому, что так надо, а потому, что в порядке легче жить и находить вещи. В противном случае, такой человек может использовать другие «источники хаоса», где он сам себе хозяин.

9

Фантазировать

Каждый родитель сталкивается после 3-4 лет с непонятными рассказами о страшилищах, волшебных феях или доблестных героях из уст своего малыша. При этом, ребенок играет ключевую роль в своих историях: преодолевает трудности, ищет клад или загадывает джину желание. Не стоит пугаться таких фантазий, тем более, пресекать ребенка или высмеивать.

Фантазии ребенка – это уровень функционирования мозга. Если они есть, значит, развитие идет нормально.

Если вы слышите такие невероятные истории, включитесь в «игру». Поспрашивайте малыша о сути истории, повосхищайтесь его смелостью, дослушайте до конца.

детские фантазии

Обычно из фантазии можно узнать, какие качества хотелось бы иметь малышу, чем он восхищается, о чем мечтает.

Помимо полезной информации о личности ребенка, «включение» родителя в фантазию располагает к доверию. Фантазии через пару лет прекратятся по естественным причинам, когда энергия будет направлена на обучение в школе, например. А доверие к вам останется, родитель станет надежным другом, на которого можно положиться.

Высмеивание фантазий, критика или открытое высказывание недоверия оттолкнут ребенка. Он может стать замкнутым, тревожным, неуверенным в себе.

Помимо этого, фантазировать не перестанет, а вот доверительно озвучивать – точно. Может появиться воображаемый друг – это уже не совсем хорошо. Почему? Об этом можете прочитать в нашей статье, почему у ребенка появляются вымышленны друзья, и в чем здесь родительская ошибка.

ребенок с игрушкой

10

Не доедать еду

Дети имеют право есть столько, сколько хочется, а не столько лежит на тарелке. К сожалению, упорное «запихивание» еды в чадо несет только вред.

Пищевая чрезмерность растягивает желудок, и с каждым разом ребенку нужно все больше еды, чтобы насытиться. Отсюда переедание и лишний вес.

Поглощение еды без аппетита вредит здоровью и психике. Во взрослом возрасте это чревато действиями и отношением к себе «без смысла»: делаю, потому что надо или сказано. Такая позиция развивается в робость, податливость, «всеядность», неумение за себя постоять, непонимание своих истинных желаний и потребностей. Поэтому не заставляйте есть.

Если ребенок мало ест, это может означать, что расход энергии слишком мал и потребности его пополнять нет. Отдайте его в спортивную секцию и наблюдайте изменения. Аппетит у детей – вещь непредсказуемая.
11

Играть на площадке со сверстниками

Ребенок развивается и приобретает нужные социальные навыки исключительно в коллективе. Ни одна лучшая бабушка или мама не заменят общение со сверстниками.

Взаимодействие с себе подобными обучают:

  • Решению конфликтов;
  • Общению;
  • Уважению к другим;
  • Умению защищать себя и свое имущество;
  • Правилам хорошего тона и этикету и т.д.
Поэтому, нельзя запрещать ребенку играть со сверстниками никогда. Конечно, случаются конфликты на детской площадке, между учителем и учеником. Но дитя должно самостоятельно знать, как себя вести в подобных ситуациях. И поможет ему личный опыт и, конечно же, ваш пример.
12

Исследовать предметы, окружение

Несмотря на то, что исследование окружающего мира доставляет родителям много хлопот, запрещать нельзя. Конечно, вывернутые тумбочки, разбросанные предметы не радуют. Но на чашах весов развитие ребенка и порядок в доме. Что выбираете?

В случае интереса ребенка к опасным предметам или веществам, покажите это самостоятельно. Например, зажгите свечу и покажите огонь, но не давайте ребенку это делать самому. Расскажите об основах безопасности.

папа зажег фейерверк

Поддержка познавательного интереса родителями позволит стремиться к познанию нового опыта всю жизнь, развиваться, учиться и наслаждаться этим.

13

Совершать ошибки

«Не трогай колючку! Будет больно!» – кричит бабушка, а ребенок еще быстрее хватает колючее растение и через секунду начинает плакать от боли. Типично.

Как бы жалко вам не было ребенка, только собственный опыт, основанный на ошибках, принесет пользу. Дети набивают шишки, падают, обижаются и т.д. Все это необходимо, чтобы малыш сделал собственные выводы о том, что ему нужно, а что нет.

Не запрещайте совершать ошибки и получать ценный опыт. Так формируется ответственность за принятые решения.

Если ребенку больно – поддержите. Но никогда не язвите: «А я говорил/а!». От этого не легче. Вы свой опыт получили так же.
14

Задавать вопросы

Дети – большие почемучки! Все хотят знать, иногда родителей ставят в неловкое положение своими вопросами. Не пугайтесь.

Поток вопросов – это нормальный процесс познания ребенком окружающего мира. А как же иначе он узнает, почему вода мокрая или небо голубое?

Если вопрос неловкий или вы не знаете ответа, скажите, что сейчас не время, и вы ответите позже.

мама и ребенок

Главное, не оставляйте ребенка без ответа. Так он постепенно утратить желание узнавать новое или станет искать ответы в другом месте. Обычно, это улица, другие дети. А они могут дать «неправильный» ответ.

15

Иметь секреты

У каждого человека есть скелеты в шкафу. И у взрослых, и у детей. У первых много, у вторых поменьше.

Собственная тайна – это личное пространство ребенка, его отдельная комната, куда другим вход воспрещен.

Иметь секрет – это право каждого, и вашего ребенка также. Следует уважительно относиться к его секретам и не давить, если он не хочет вас в него посвящать.

Переход границ с целью узнать секрет дети воспринимают болезненно. Это верный способ разрушить доверие и не иметь понятия, что будет происходить в жизни ребенка вообще в будущем.

мама целует дочку

И помните, воспитание ребенка – это большая ответственность.

Заключение

Заключение

Те вещи, которые мы так часто запрещаем нашим детям, необходимы для их полноценного развития и становления личности. На ошибках учатся и приобретают новый опыт. Вопрошают, чтобы узнать этот бездонный мир. Высказывают свою точку зрения, чтобы быть услышанным.

Обходите запреты. Вместо этого, станьте другом, который и ответит, и подскажет, и пожалеет и душу наизнанку не вывернет: «Каков твой секрет?». Поступайте так, чтобы ребенок вырос другом, а не инфантильным тревожным тюфяком.

ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

4 Да Нет 0