Как правильно приучать детей к хорошим манерам: психологические рекомендации

Вопросы воспитания детей волнуют каждого родителя еще на этапе планирования беременности или младенчества чада. Само понятие воспитания включает в себя правила поведения внутри семьи, нормы проявления ребенка в обществе, взаимоотношения с ровесниками и старшими по возрасту, формирование принципов и установок маленького человека, которые станут впоследствии императивом его поведения и отношения к себе и другим.

То, что будет заложено в ребенке до трех лет, станет его жизненной установкой и послужит основой для восприятия окружающей среды.
Обучение социальным нормам и правилам очень важно, так как вся жизнь не только ребенка, но и взрослых, обусловлена тем социально-культурным пространством, в котором мы родились или выросли. Нормы поведения, правила, права и обязанности регламентированы общими нормами и требованиями на уровне глобальном (государственном, религиозной традицией и т.д.). То есть, те правила которые установлены в исламском обществе не приемлемы в христианской традиции и т.д. Поэтому, воспитание и обучение детей напрямую связано с конкретной средой или культурным контекстом.

Тем не менее, культурная парадигма не является единственным фактором, который формирует личность. Формирование личности обусловлено и факторами низшего порядка – ценностями семьи, правилами и укладом маленькой группы, которая непосредственно влияет на ребенка (родители, опекуны, воспитатели и т.д.).

В этом отношении проявляется преемственность от старшего поколения к младшему. Тем самым выполняется основная функция малой группы по отношению к ребенку – научить ребенка жить без помощи взрослых.

Эта функция психологически является основной, но не очевидной для взрослых. Когда малыш еще маленький, он не обладает способностями и ресурсами самостоятельного выживания. Ему необходима помощь, это витальная потребность ребенка – помощь взрослого в кормлении, тепле, уходе и развитии. И эта временная потребность часто ложно воспринимается взрослыми (чаще матерями) как всеобъемлющая власть над другим человеком. Ребенок матерью до определенного возраста вообще не воспринимается как отдельная личность. Часто можно услышать от мам: «Мы поели», «Мы попили», «Мы пошли» и т.д.

Таким образом, в младшем возрасте (в норме до 3-х лет) мать не разделяет себя и ребенка, не воспринимает малыша как отдельного субъекта. В возрасте до 3-х лет это вполне естественно, но в дальнейшем может создать проблемы, когда ребенок вырос, но сепарации (отделение ребенка от матери) не произошло. Это чревато инфантилизмом личности в зрелом возрасте, сложностью в принятии собственных решений, отсутствием понимания себя и своих потребностей на уровне экзистенциальном «Кто я такой?», «Какой я на самом деле?», «Чего я хочу?» и т.д.

Поэтому вопрос восприятия ребенка взрослым как отдельной личности со своим характером, темпераментом, желаниями, потребностями является одним из важнейших в вопросе воспитания и привития ценностей семьи и правил на уровне социума.

Для того, чтобы привить малышу правила поведения и нормы этикета, необходимо понимать, что вы не являетесь властелином ребенка, а всего лишь посредником между им и обществом.

Ваша задача – передать свой лучший опыт, показать адекватные формы реагирования и проявления в обществе отдельной личности, которая временно зависит от вас физически и материально. «На выходе» вы получите личность, которая живет и действует адекватно ситуациям, знает разницу между «хорошо» и «плохо», может оценивать себя и свои поступки, принимать самостоятельные решения. Таким образом, если вы хотите вырастить гармоничную личность, самостоятельную, целеустремленную и, главное, счастливую, следующие советы вам помогут.

1

Как я воспринимаю своего ребенка

Есть такая пословица: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». И это правда.
Для качественного обучения и привития ребенку норм поведения в обществе, нужно четкое осознание родителем своей роли. Воспитание ребенка начинается с себя. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был аккуратным, будьте аккуратны сами. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не повышал голос, не повышайте сами. Дети и их поведение – это всегда зеркало родителей или других взрослых, которые воспитывают ребенка.
Если вас не устраивает поведение вашего чада, обратите внимание на свое поведение, на свой тон, свое отношение к другим людям и к жизни. И главное, на свое отношение к собственному ребенку.
mom-1312755_1280Если вы относитесь к нему, как к исполнителю вашей воли и реализатору ваших желаний и нереализованных амбиций, будьте готовы к борьбе. В таком случае, ребенок будет пытаться всячески отстоять свои границы посредством плохого поведения, грубости в вашу сторону и неподчинения вашей воле. Дети всегда чувствуют истинное отношения и мотивацию вашего поведения. Если мама мечтала стать танцовщицей и не получилось, тогда вероятно она отдаст свою дочь или сына в школу танцев и будет всячески способствовать его карьере танцора. Вот только если ребенок не обладает соответствующими способностями или желанием, эта затея обречена на провал. И даже если ребенок научится хорошо танцевать, то ставши профессиональным танцором, счастья ему это не принесет, так как профессия выбрана не им, а мамой. Бессознательно, конечно.
Поэтому, прежде всего, определитесь с тем, какие ожидания вы возлагаете на своего ребенка. Есть ли что-то, что заставляет вас требовать от него каких-то действий или поведения?
Это могут быть ваши нереализованные мечты или ограничивающие установки, которые к ребенку не имеют никакого отношения. Если же определиться сложно, тогда следуйте следующему совету.
2

Обратитесь к детскому психологу

Профессиональный психолог поможет вам отделить «ваше» и то, что принадлежит ребенку. Это очень желательный шаг в любом случае, который поможет вам, как сознательному родителю, желающему счастья своему ребенку, не наделать глупостей и не требовать от малыша должного поведения, которое ему не присуще. Ведь не всегда то, что, с вашей точки зрения, правильно, действительно таковым является и подходит ребенку.

3

Прежде, чем сдавать экзамен, нужно выучить материал

Часто родители недоумевают, почему же ребенок не ведет себя должным образом. Дело может быть связано с психологическими тонкостями определенного возраста ребенка.

До 3-х лет малыши впитывают в себя нормы и правила поведения.
В этом возрасте у них формируется понимание того, что правильно и неправильно, хорошо или плохо, как надо делать, а как не стоит. Несмотря на то, что информация заложена, проявить свои «знания» детям еще не под силу. Если вы каждый день желаете ребенку: «Спокойной ночи», – то озвучить свое пожелание: «Спокойной ночи, мама», – ребенок сможет в возрасте около 4-5 лет. Если вы каждый день после ужина моете посуду, то только в 4-5 лет, малыши могут проявить желание сделать тоже самое. Таким образом, ваши воспитательные уловки срабатывают немного с опозданием. Это нужно учитывать.

В дошкольном возрасте восприятие правил поведения и социальных норм, еще не стойкое. Для того, чтобы ребенок запомнил какое-то правило и принял его как свою норму поведения, нужно многократное повторение. 3

Хотите, чтобы ваш ребенок здоровался и прощался каждый раз? Тогда делайте это сами каждый раз. И тогда после миллионного повторения это станет нормой поведения ребенка.
Часто родители жалуются на то, что им бы хотелось, чтобы ребенок их обнимал или говорил теплые слова. Это возможно только в случае многократной демонстрации соответствующего поведения взрослыми. Нельзя требовать от ребенка того, чему он не научен. Научить можно только демонстрацией.
4

Учим действием

Научить ребенка этическим нормам можно не только своим примером, но и специальными этическими играми в соответствии с возрастом малыша и его способностями.
Современные игровые возможности колоссальны. Есть чудесные игры в виде карточек, где нарисованы игровые персонажи с правильными действиями и не правильными.

«Вот ежик разбросал свои игрушки. А на этой картинке ежик сложил свои игрушки в коробку. Как ты думаешь, на какой картинке ежик поступил правильно?» При этом очень хорошо, если родители могут обеспечить ребенку наглядный пример в виде беспорядка с игрушками и возможностью их сложить, то есть поступить как ежик на «правильной картинке».

Такие наглядные материалы можно изготовить самостоятельно или проиграть с помощью реальных игрушек.
Так же для закрепления и поощрения нужного и желаемого поведения, любое действие взрослого должно быть озвучено. Это работает в 100% случаев.

«Мы поели. Грязную посуду я кладу в раковину. Ее нужно помыть. Я беру губку с мылом и мою посуду, чтобы она была чистой. Для чего нам чистая посуда?! Для того, чтобы в следующим раз, когда мы захотим покушать, было из чего!» И так озвучиваем каждое действие. mom-1312843_1280

Если это делать систематически и ежедневно, тогда ваши действия будут восприниматься ребенком как необходимые и желательные. Впоследствии он будет выполнять их сам, что станет нормой поведения.
5

Не требуйте того, чему не научили

К сожалению, гарантий того, что ваш ребенок будет идеально следовать вашему примеру, нет. Но и других вариантов научения правилам поведения и этикета, кроме как демонстрации желаемого, тоже не придумано. Поэтому ошибки неизбежны, промахи тоже.

Тенденция любого воспитания гласит, что если вы миллион раз проговорили правило поведения и продемонстрировали его, то с вероятностью в 99,9% это станет примером для подражания вашим ребенком.
Если вы хотите определенного поведения от ребенка, демонстрируйте его сами. Ключевое слово «демонстрируйте», потому как если желаемое поведение озвучено, но не закреплено действием, оно вряд ли станет нормой поведения. В итоге вы не сможете требовать того, чему не научили ребенка своим действием.

ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

13 Да Нет 0