Как вызвать у ребенка интерес к учебе и вернуть мотивацию

Учеба занимает в жизни каждого человека главенствующую роль. Сначала мы учимся сидеть, ходить, держать ложку, читать и писать. Затем мы познаем окружающий мир и опытным путем пополняем свой багаж знаний, формируя свое собственное видение, взгляды и убеждения на предмет внешнего и внутреннего бытия личности.

Таким образом, мы учимся всю жизнь. На протяжении всей жизни мы узнаем много нового каждый день, закрепляя полученные образы в памяти и формируем взаимосвязи с ранее полученными образами, постепенно расширяя свой кругозор, тренируя мышление. Способности человеческого мозга до конца не изучены и досконально не исследованы, поэтому принято считать, что наши возможности постигать и использовать новые знания практически безграничны.

Для того, чтобы качественно и на должном уровне использовать данные от природы возможности, необходимо тренироваться.

Под тренировкой мозга следует понимать систематическое и целенаправленное воздействие на нейронные связи, вследствие чего образуются новые образы. Эти новые образы (знания, информация) способствуют возникновению отношения к ним и другим образам. Так возникают установки, убеждения человека по отношению к реальности и другим людям. Чем больше мы тренируем наш мозг, тем больше возникает связей и образов, тем шире кругозор человека и его личностный уровень.

Тренировки мозга напрямую зависят от возрастных особенностей человека. То, что под силу взрослому человеку – является просто невозможным для постижения ребенком. Поэтому накопление знаний вследствие обучения должно происходить постепенно и только на основании существующей базы знаний, отправной точки. Например, нельзя понять таблицу умножения без понимания того, что такое число.

Современное общество предлагает широкие возможности для тренировки мозговой деятельности с детства. Это система дошкольного, школьного и высшего образования. Даже взрослый человек имеет варианты обучения – разнообразные тренинги, семинары, повышение квалификации в своей профессиональной области и т.д. Таким образом, хочешь учиться – учись!

Но часто случается так, что и возможность обучаться есть и комфортные условия созданы, а желания нет. И ладно, если мы говорим о взрослом человеке, который когда-то на кого-то выучился и теперь доволен жизнью, выбирая НЕ учиться. А если разговор о ребенке, общая образованность, уровень жизни и личности которой напрямую зависит от способности мыслить качественно?

С такой проблемой часто сталкиваются родители, дети которых не хотят учиться. И в школу хорошую определили, и уроки интересные, а учиться совсем не хочет.

Дело в том, что дети никогда не отказываются от того, что им интересно и ново. Дети – это маленькие исследователи, которым каждую минуту жизни хочется все проверять, измерять, узнавать и придумывать.

Интерес к жизни заложен в них природой. В силу определенных обстоятельств интерес у ребенка может быть подавлен.

Если дело касается непосредственно учебного процесса, то причины могут быть следующие:

  1. Ребенок не не хочет, а не может учиться;
  2. У ребенка отсутствует мотивация к учебе вследствие:
    – деструктивной социальной среды, где ребенок растет и развивается;
    – деструкции в модели воспитания («наказание-поощрение», физическое воздействие на ребенка и т.д.)

Очевидно, что отсутствие желания учиться у ребенка возникает не на пустом месте и не потому, что ребенок «такой». Есть всегда факторы, которые либо стимулируют желание и интерес к учебе, либо его подавляют. Часто поведение и методы воспитания самих родителей действуют пагубно на мотивацию учиться ребенка.

Поэтому, если вы столкнулись с такой проблемой и ваш ребенок не проявляет интереса к учебе, а заставить его сделать домашнее задание вообще невозможно, следующие советы непременно помогут.

1

Обратитесь к доктору

Прежде чем сетовать на нерадивое дитя, следует выяснить, а нет ли медицинских причин, по которым ваш ребенок не может учиться. Ведь если есть проблемы с памятью, вниманием, речью и т.д., тогда процесс усвоения знаний становится проблемой.

Стоит провести качественную диагностику когнитивных функций, психологического состояния ребенка, его физической формы для того, чтобы исключить органические дисфункции.
В случае их обнаружения, доктор должен назначить соответствующее лечение или профилактику и процесс обучения наладится сам собой.
2

Оцените среду, в которой ребенок растет

Дело в том, что ребенку очень сложно сосредоточиться на выполнении домашних заданий или учебе непосредственно в классе, если есть другие значимые раздражающие его психику факторы.

Если ребенок растет в выяснениях отношений между родителями, их недовольства жизнью, выпивки, наркотиков, странных друзей, отсутствия своего личного времени и пространства, тогда сложности в учебе гарантированы.

Постарайтесь объективно оценить психологическую обстановку дома и поговорить об этом с ребенком. Расспросите и узнайте о его собственных пожеланиях и зоне комфорта, когда ему проще будет сосредоточиться на учебе. Не тяните одеяло на себя убеждениями о том, мол, «мы стараемся как можем, а ты, дурак, не ценишь и тупишь в классе по-черному, позорище такое!» Именно такие «наезды» родителей сбивают ребенка, если он не успевает в школе. «И так сложно уроки учить, так еще родители доканывают. Вообще учиться не хочу!»

Ваши действия по организации жизни ребенка – это ваше решение. Ваш ребенок одевается в брендовых магазинах, у него с 5-ти лет айфон и со школы его забирает личный водитель? Это не то, чем стоит манипулировать и тыкать ребенка. Это ВЫ решили одевать, покупать и возить его в такой способ.

Постарайтесь отделить ваши решения и потребности ребенка.
Если для комфорта вашего чада надо уменьшить посещение гостей в 4 раза, ибо ваши вечеринки истощают ребенка, тогда сделайте это.

Помимо организации быта, следует обратить внимание на собственный пример. Если вы негативно и свысока относитесь к учителям, к получению знаний, тогда ваш ребенок будет так же относиться к учебному процессу.

child-817373_1280

Если вы сами стараетесь учиться новому постоянно и обучение – это неотъемлемая часть вашей жизни, тогда ребенок непременно последует вашему примеру и будет относиться к учебе как к чему-то важному и значительному.
3

Оцените свое отношение к учебе

Чаще всего на мотивацию и стремление ребенка учиться влияет модель воспитания в семье.

Если родители выполняют роль учителей, тогда мотивация к учебе пропадает, остается только страх перед неудачей или родительским наказанием.

Суть в том, что родители – это те люди, которые делятся опытом, поддерживают, помогают в случае необходимости. Учитель – это человек, который передает знания и обучает новым навыкам.

Если родители берут на себя функцию учителя в доме (строго контролируют оценки, проверяют домашние задания и заставляют переписывать по 100 раз, не дают спать пока ребенок не выучит стихотворение и т.д.), тогда мотивация у ребенка и искренний интерес пропадают. На первый план выходит желание любой ценой угодить родителю. Возможно, такие дети и учатся на одни пятерки, но психологическое состояние их весьма сомнительно.

Поэтому проанализируйте ваше отношение к учебе ребенка. Не занимаетесь ли вы учительством, вместо родительства?

Видите, что ваше чадо не успевает по математике – наймите репетитора. Но не долбите ребенка сутками, пытаясь научить решать задачи, это не ваша функция! Если вы мучаете ребенка учебой потому, что ребенок ДОЛЖЕН хорошо учиться, тогда вам следует разобраться в себе: «Почему должен?» и «Хорошие оценки моего ребенка – это показатель чего для меня?»

4

Поощряйте успехи

Для стимуляции желания учиться, ребенку необходимо почувствовать, что его усилия не напрасны.

Если ваш ребенок плохо читает или пишет, обратите внимание на то, что именно сегодня, например, он прочитал достойно или эту букву вывел очень красиво. Похвалите его, купите мороженое или прогуляйтесь вместе по парку.

Замечайте даже незначительные успехи вашего ребенка и никогда не вычитывайте на неуспеваемость перед учителями или другими детьми. Это не стимулирует, а, наоборот, унижает.

2

Не сравнивайте ребенка с теми детьми, у кого учиться получается лучше. Ваш ребенок уникален и имеет те склонности и способности, которые имеет. Не больше, ни меньше. И только поощрением и добрым словом можно показать, как можно учиться лучше.
5

Определите режим учебы

Для того, чтобы учиться было легче, необходим режим нагрузок и отдыха.

Ваш ребенок полдня провел в школе, устал. Ему нужно время для того, чтобы прийти в себя и отдохнуть. Не нагружайте его домашним заданием сразу после школы, а вместе определите время, когда ему следует сесть за уроки. Очень важно определить не только время начала домашней работы, но и ее конец! Если вы не выпускаете ребенка из-за стола до поздней ночи, пока все задания на неделю не будут выполнены, тогда вряд ли он будет рваться к знаниям. А если он знает, что есть 2 часа на домашнюю работу, а потом он может пойти погонять с друзьями мяч, тогда учиться станет проще.

girl-1204622_1280

Так же можно договариваться с ребенком о том, что домашние задания он выполняет самостоятельно, сам распределяет время на их выполнение. Если в конце недели справился хорошо – полагается приз. Приз ребенок должен выбрать сам. Если вы согласны с призом, то обязательно выполните. В дальнейшем ответственность и хорошие оценки станут нормой для ребенка.

6

Обратитесь к психологу

Если справиться с проблемой и повысить мотивацию ребенка к учебе самостоятельно не получается, тогда стоит обратиться к профессиональному психологу. Психолог поможет посмотреть на причины происходящего со стороны и даст дельные рекомендации, как выйти из замкнутого круга неуспехов в учебе.

ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru

Понравилась инструкция?

7 Да Нет 0