Почему подросток одиночка, и как помочь ему найти хороших друзей

Человеческая природа такова, что для выживания ей нужна социальная среда. Таким образом, с рождения мы принадлежим к той или иной социальной группе и автоматически вступаем в социальные отношения. Сначала это отношения с родителями и близким кругом родственников, затем круг общения расширяется: детский сад, учебные заведения, работа, общение с друзьями и т.д. На протяжении всей жизни мы вступаем в контакты с людьми миллионы раз. Это является нормой для социально адаптированной личности.

Одна из важнейших задач близкого круга общения в период раннего и позднего детства, подросткового возраста – адаптировать ребенка в социальную среду, и то культурное пространство, в котором ребенок растет и развивается.

Таким образом, родители передают знания и социальные навыки, которые со временем ребенок усвоит и будет использовать самостоятельно, формируя качественные взаимоотношения с другими.

Если период раннего детства характеризуется обучением вступать в отношения с другими детьми и взрослыми, то период подросткового возраста, например, это время, когда ребенок активно использует в практической жизни свои коммуникативные навыки.

Подростковый возраст – это один из самых значимых периодов в жизни человека, потому что в это время формируется модель поведения в социуме (а не только в кругу близких), которая станет базовой во взрослой жизни.

От того, насколько успешно подросток сможет влиться в коллектив и обретать друзей, поддерживать с ними связь во многом зависит его дальнейшая социальная жизнь и ее качество.

Общение подростков и качество этого общения влияет на самооценку ребенка, его уверенность в себе, желание быть социально активным. Социальная среда выполняет роль индикатора для подростка «Я вообще нормален? Я такой как все?».

Подростковый период характеризуется огромным стремлением ребенка влиться в какую-то группу. Таким образом, ребенок удовлетворяет одну из своих базовых потребностей – потребность в принадлежности. Абсолютно естественное стремление, хотя часто родители активно препятствуют этому: не отпускают в гости к друзьям, сами выбирают с кем подростку дружить, а с кем нет, высмеивают интересы группы и т.д.

Непринятие круга общения подростка больно его ранит и ребенок оказывается перед дилеммой: либо родители, либо друзья. Взглянув на это глубже, ребенок выбирает между соответствием ожиданиям родителей и обучением быть собой, и удовлетворять естественные потребности в общении. На самом деле, катастрофический выбор.

Вступая в ту или иную социальную группу или завязывая дружбу с каким-то человеком, мы таким образом пытаемся удовлетворить свои потребности. На социальном уровне это потребности в уважении, статусе, значимости, принятии и т.д. Если ограничить ребенка от удовлетворения этих естественных потребностей, возникнет фрустрация. Фрустрация – это состояние, когда потребность существует, а удовлетворить ее никак нельзя. Естественной реакцией подростка на фрустрацию может быть замкнутость или агрессия. При чем, реакция направлена на тех, кто, по мнению подростка, мешает получить желаемое – на родителей. Отсюда конфликты подростков и родителей, запреты, убегания из дома, демонстративное поведение. Не потому, что ваш подросток таким плохим уродился, а потому что у него нет возможности удовлетворить свои потребности естественным способом – завести друзей или вступить в компанию.

Вопрос о качестве этих друзей и компании лежит в плоскости общих ценностей семьи, в которой ребенок сформировался:

  • Если семья ригидна (все по правилам, шаг влево или вправо – расстрел), тогда подросток может вести себя вопиюще демонстративно, унижая все ценностные ориентиры семьи.
  • Если семейный уклад и ценности демократичны, то подростки вступают в безобидные группы и заводят более-менее адекватных друзей.

В любом случае, друзья подростку важны и нужны. Чаще всего подростки заводят друзей самостоятельно и без какой-либо помощи. У них это происходит автоматически: в школе, на улице, в кружке и т.д. Но иногда у ребенка могут возникнуть проблемы, и он испытывает трудности в общении и приобретении друзей.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал полноценным членом общества, был социально активен, следующие советы помогут поправить ситуацию и ваш ребенок при вашем участии найдет новых друзей и расширит круг своего общения.

Совет
1

Поговорите с подростком

Откровенный разговор со своим ребенком является крайне важным шагом к устранению проблем в общении.

Очень мягко и без давления, постарайтесь выяснить у подростка причину, по которой у него нет друзей.

Очень важно, чтобы вы услышали его взгляд на проблему и поняли, а считает ли сам подросток это проблемой. Ведь если родители чрезвычайно общительны и ведут себя экстравертивно в обществе, а у подростка в наличии один лучший друг, то ему этого в силу своих психологических особенностей вполне может быть достаточно.

Дело не в количестве друзей, а в качестве общения с ними.

1

Если один друг полностью удовлетворяет потребность ребенка в общении, тогда и проблемы нет. А взгляды родителей на обязательное количество друзей к делу не имеют никакого отношения.
Совет
2

Повышайте самооценку ребенка

Часто отсутствие друзей у подростка связано с его застенчивостью и низкой самооценкой, ощущением собственной ущербности на фоне других.

Подросткам свойственно сравнивать себя с другими сверстниками. Ведь если он будет похож на других, тогда его несомненно примут в коллектив и подружатся с ним. В случае низкой самооценки, подросток просто не обладает мужеством, чтобы даже заговорить с другими детьми, а не то чтобы подружиться. Поэтому родителям следует обратить внимание и всячески поддерживать своего ребенка, демонстрировать восхищение его достижениями, пусть незначительными.

Именно в кругу семьи формируется уровень самооценки ребенка, на основании которой он взаимодействует с другими.

Повышать уровень самооценки можно за счет привлечения ребенка к какой-то интересной ему деятельности, например, занятия в спортивной секции или хобби собирать значки.
Таким образом, подросток чувствует свою уникальность и значимость, ведь он может/умеет то-то и то. А если умеет и обладает интересными знаниями, тогда ему есть что рассказать другим, заинтересовать их и привлечь внимание к своей персоне.

2

Подростки большие хвастуны! Как только на горизонте появится сверстник, перед которым можно похвалиться, ваш ребенок эту возможность не упустит. А это может служить началом дружбы.

Совет
3

Вежливость города берет

Еще одной причиной, по которой подростку трудно дружить, может быть отсутствие элементарных правил этикета и вежливости.

Дружба – это сложный процесс, который включает не только общность интересов и симпатию, но и уважение к другому, умение держать слово и не сплетничать, интересоваться делами, взаимопомощь и т.д. Обладает ли ваш ребенок такими качествами? Вежлив ли он со сверстниками и с вами? Помогает ли?

6

Обсудите этот вопрос с подростком, приведите пример вашей дружбы с кем-то и поясните, почему вы дружите так долго. Если ребенку потребуется помощь в овладении правилами вежливости, помогите ему собственным примером, историей о подобном в вашей жизни, специальной литературой.

Совет
4

Используйте современные технологии

Современный мир предлагает широчайшие возможности для поддержания дружеских контактов. Не запрещайте подростку общаться в социальных сетях. Пусть это, с вашей точки зрения, выглядит глупо и нелепо, но ему это важно.

В социальных сетях можно найти приличного друга и перевести эту дружбу в реальность.
4

Совет
5

Привлекайте подростка к общению с вашими друзьями

Вот собрались ваши друзья за большим столом или на пикнике, привлеките к этому мероприятию вашего ребенка. Дайте какое-то задание, например, подготовить меню для пикника или купить рыболовные снасти. Это всегда помогает убрать барьер застенчивости и очень увлекает подростка.

Он чувствует себя взрослым и значимым, он в компании взрослых людей и его там уважают. А если уважают тут, значит, смогут уважать и ребята его возраста.
Таким образом, вступить в контакт со сверстниками будет намного проще.

ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru


Комментарии экспертов

Звежинская Ольга, практикующий психолог
Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Именно поэтому так сложно порой бывает подобрать слова, чтобы как-то поддержать его, помочь ему. Вспомните себя в его возрасте, вспомните, как для Вас было важно общение со сверстниками, их отношение к Вам. Постарайтесь понять и принять своего ребенка, а не осуждать и критиковать его. Доверяйте ему, верьте ему и Вы подарите ему уверенность в собственных силах. Уважайте его и он проявит уважение к другим. То, что он будет видеть во взаимоотношениях с Вами, он и понесет за стены своего дома, во взаимоотношения со сверстниками.

Видео к материалу



Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

7 Да Нет 0