Все родители хотят видеть своего ребенка самым умным и всесторонне развитым. Мамочки еще с пеленок задумываются о развитии крохи. Сейчас эта идея с ранним развитием детей вошла в моду и многие думают, что это очень важно. Некоторые усердно занимаются развитием дома, а, если есть финансовые возможности, то и водят в детские развивающие центры. Стоит ли так рано начинать учебу, и какие позитивные и негативные последствия ожидают деток-вундеркиндов?
Существующие методики
На сегодня существует много методик, которые помогают обучать детей в раннем возрасте:
-
Методика Монтессори
Система самостоятельного обучения. Ребенок развивает свой интерес, познает мир в форме игр. Создательница методики, Мария Монтессори, предлагает детям играть игрушками, которые создавались ею лично. Они развивают мелкую моторику, внимательность, логику, воображение. В детских садах, что работают по этой методике, к каждому ребенку относятся как к отдельной личности.
-
Методика по карточкам Домана
Этот метод знаменит и шокирует людей своими результатами. Здесь обучение начинается прямо с рождения. Автор системы считает, что мозг малыша лучше развивается только при постоянной работе. Для этого ребенку стоит все время показывать и рассказывать обо всем, что его окружает. Это удобно делать по специальным карточкам. Карточка представляет собой картинку с яркой подписью. Детки, которые с раннего возраста занимались по этой методике, уже к четырем годам умеют хорошо читать, считать и знают по несколько языков.
-
Методика Зайцева
Направлена на обучение деток чтению и математики. Дети используют специальные кубики со слогами или цифрами, а также другие игрушки и таблицы. Так играя и видя перед собой буквы, ребенок учится составлять слова, прочитать, писать, считать.
-
Методика Никитина
Ставит своей главной целью не мешать ребенку самостоятельно познавать всё вокруг. Супруги Никитины даже советуют родителям избавиться от манежей и колясок. Детки должны ползать, бегать, везде все открывать и изучать. Задача отца с матерью - сделать так, чтобы нахождение малыша в доме было безопасным.
-
Вальдорфская методика
Придерживается принципа природного развития ребенка. Используются игрушки из натуральных материалов. С детьми занимаются играми на развитие мелкой моторики, лепкой, а также обязательно музыкой. Здесь нет акцента на письмо и математику.
Есть и другие методики, которые вам нужно тщательно изучить, рассмотреть все плюсы и минусы. Вы можете выбрать всего лишь одну, а можете понемногу взять с каждой, всесторонне обучая малыша.
В каком возрасте начинать обучение
Развитие малыша происходит само по себе еще с рождения. Ребенок учится чувствовать маму, смотреть, держать головку, переворачиваться с живота на спинку, уверенно ползать, говорить первые слова и т.д. Все это заложено природой. Поэтому родители должны просто помочь ему в этом нелегком деле.
Ведь только представьте, всего лишь за один год человек учится так много делать в своей жизни. Мамы могут петь колыбельные, улыбаться, показывать игрушки и рассказывать обо всем, что заинтересовало ребеночка. Даже просто проявляя любовь и заботу, вы уже будете делать своему чаду хорошо.
Другое дело, если вы хотите ускорить процесс развития. Например, чтобы ваш ребенок знал иностранный язык или умел считать в 2 года или читать в 3. Вот для этого и есть те методики, которые описаны выше. Главное – знать меру и ориентироваться только на своего ребенка.
Ранним возрастом для начинаний в обучении считается от 1 года до 3. Этот период считается более эффективным. Но на самом деле начать развиваться никогда не поздно, но в каждом возрасте есть свои нюансы и особенности.
Польза
- Улучшенное развитие природных данных. Ни в какой методике не требуется от ребенка трех лет знание биологии, астрономии, философии и других наук.
- Всестороннее развитие. Малыш будет развиваться интеллектуально и эмоционально. Благодаря тем самым занятиям с мамой, ребенок формирует правильное взаимоотношение с людьми. Занимаясь с малышом, родители хотят вырастить гармонично развивающуюся личность.
- Ребенок учится воспринимать информацию. Со временем малышу будет легко улавливать новые знания.
- В возрасте до трех лет ребенку легче воспринимать познания. В форме игр с игрушками или карточками, малыш обучается. Это он делает не через силу.
Негативные последствия
- Перегруженность центральной нервной системы. Ребенок устает, плохо спит, появляется нервный тик, энурез, головные боли. Это все является последствием сильной нагрузки на малыша.
- Угнетение некоторых способностей. Все методики в основном ориентированы на интеллектуальном развитии, а о физическом вовсе забыли. А ребенку еще интересно ползать, бегать, открывать все тумбочки, выбрасывать игрушки и заново собирать. Мамы, отнимая всю эту физическую активность, усаживают малыша для обучения букв и цифр.
- Снижается пластичность головного мозга. Почему-то раннее обучение длится максимум до 7 лет. А когда ребенок пошел в школу, то развитие разве заканчивается?
- Нет никаких перспектив. Какой бы не был метод раннего развития, все равно потом в школе все дети учат одну программу. Поэтому может не стоит тратить свое время зря?
- Тяжелая адаптация в садике и школе. Часто у деток, что занимались ранним обучением, завышена самооценка из-за своей гениальности (как внушают им родители). Таких ребят в детском коллективе не любят, поэтому в будущем он становится отверженным и теряет интерес к учебе.
- Отсутствие полноценного детства. Конечно, если мама вместо прогулки ребенка на улице, будет с ним сидеть и учить математику, то ни к чему хорошему это в будущем не приведет. Во всем нужна мера.
Центры раннего развития
Все чаще на детских площадках у мамочек принято хвастаться достижениями своих малышей в детских развивающих центрах. В них с радостью на обучение берут даже годовалых детей. Специалисты занимаются по лучшим методикам, придумывают игры и занятия, которые нравятся ребятам. И это не удивительно, родители же за это платят деньги.
Положительной стороной таких центров есть то, что ребенок привыкает быть в коллективе. Так дети учатся взаимодействовать друг с другом, делиться, и делать что-то в порядке очереди.
Им проще будет привыкнуть к детскому садику. Также родители, которые по каким-то причинам не могут или не хотят вникать в раннее обучение, но хотят развить ребенка, отдают малышей на такие занятия. Здесь работают профессиональные специалисты, которые знают, как правильно обучать детей соответственно возрасту.
Если вникнуть в суть, то всеми обучающими методиками можно заниматься и дома. Сейчас вся информация есть в доступе в интернете и в книгах. Также в магазинах полно развивающих игрушек и книжек для детей разных возрастов. Вам стоит лишь запастись терпением, желанием и чувством меры.
Отношение врачей и психологов
Многие детские психологи обеспокоены такой популярностью раннего обучения. Родители, которые безудержно хотят своего ребенка сделать гением, не учитывают естественное развитие организма и мозга ребенка. Таким образом, развитие личности значительно опережает формирование мозга.
Также врачи заметили снижение иммунитета у деток, которые интенсивно занимаются иностранными языками, танцами, рисованием. И все это одновременно. Организм истощается, и через время ребенок, даже если и хочет, он просто не сможет физически нормально учиться.
Большинство детских специалистов все же считают, что больше пользы и радости маленькому ребенку принесет физическая активность.
Заключение
На каждом родителе лежит огромная ответственность за воспитание своего ребенка. Здесь важно провести ту тонкую грань именно между развитием и обучением.
Все должно быть во благо эмоциональному, физическому и психологическому состоянию малыша. При адекватном соотношении всех этих факторов, обучение будет приносить только пользу.
А может и нет необходимости ставить эксперименты по методам развития на своих детях, а просто стоит делать их счастливыми? Детство оно одно и пусть запомнится навсегда вам и малышу.