Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, профилактика и лечение

Ритм современной жизни не лучшим образом сказывается на нашем здоровье, в том числе и психическом. Но больше всех страдают наши любимые детки.

Специалисты утверждают, что еще 20 лет назад количество детей с психическими нарушениями составляло всего 8%. Сегодня же процент проблемных малышей равен 15–17. При этом все больше наблюдается не врожденная умственная отсталость, а именно задержка психического развития (сокращенно «ЗПР»).

Так что же скрывается за этим тревожным понятием?

Это временное замедление темпа развития психики ребенка в целом или ее отдельных функций.

То есть, это не умственная осталось в худшем ее проявлении, и не диагноз на всю жизнь. Это проблема, с которой можно и нужно бороться. Как выявить характерные симптомы и помочь своему ребенку, далее в нашей статье.

1

Причины возникновения

ЗПР может возникать вследствие разных причин, которые условно разделяют на биологические и социальные.

К биологическим относятся:

  • Заболевания матери хронического характера (например, диабет, проблемы со щитовидкой);
  • Перенос тяжелых болезней во время вынашивания (грипп, краснуха, свинка);
  • Инфекционные заболевания (например, токсоплазмоз, менингит);
  • Постоянное отравление организма матери алкоголем, никотином, медикаментами;
  • Механические травмы во время беременности;
  • Несовместимость по резус-фактору;
  • Токсикоз, особенно в третьем триместре беременности;
  • Патологии родов (асфиксия, травмы новорожденных);
  • Врожденные патологии малыша (заболевания эндокринной системы; пороки головного мозга, сердца, почек; нарушения зрения, слуха; эпилепсия, рахит);
  • Недоношенность.

К социальным относятся:

  • Гиперопека родителей или, наоборот, гипоопека;
  • Неблагоприятные условия жизнедеятельности малыша (например, насилие в семье, частые ссоры);
  • Авторитарное воспитание;
  • Педагогические упущения;
  • Психологические травмы;
  • Недостаточный эмоционально-тактильный контакт с ребенком, особенно на ранних этапах развития;
  • Дефицит общения со сверстниками и взрослыми.

2

Виды ЗПР

Учитывая вышеуказанные причины, различают следующие виды ЗПР:

1. Конституционального происхождения обусловлена замедленным развитием центральной нервной системы и характеризуется гармоническим инфантилизмом.

Такие детки несамостоятельны, очень привязаны к маме и тяжело приспосабливаются к новым условиям. Даже в школе они тяготеют к играм и на фоне остальных выглядят чуть младше.

2. Соматогенного происхождения возникает в случае частых и тяжелых болезней. На фоне общего ослабления организма, ребенок неспособен нормально развиваться психически.

3. Психогенного происхождения обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, насилием в семье, психологическими травмами. Здесь различают две крайности: гиперопека (чрезмерное внимание) и гипоопека (отсутствие внимания как такового).

  • В первом случае ребенку препятствуют быть самостоятельным, полноценно узнавать мир, принимать решения и формировать собственные взгляды.
  • Во втором имеет место полная безнадзорность и педагогическая запущенность. Ребенок не способен контролировать свое поведение и быть ответственным за свои поступки.

4. Церебрально-органического происхождения возникает в результате повреждения и дисфункции головного мозга вследствие ряда биологических причин, описанных выше. Здесь наблюдаются комплексные нарушения отдельных сфер психики ребенка.

3

Симптомы

Характерными признаками ЗПР являются:

  • Эмоционально-волевая незрелость, которая характеризуется отсутствием воли у ребенка. Ему трудно заставить себя что-либо сделать или принять волевое решение.
  • Нарушение внимания, когда ребенку тяжело концентрироваться на одном предмете, он быстро переключается и отвлекается. При этом может наблюдаться чрезмерная двигательная и речевая активность.
  • Сложность восприятия, которая проявляется в неспособности ребенка строить целостные образы. Малыш слабо узнает предметы под разными ракурсами и в незнакомых условиях ему сложно ориентироваться в пространстве, строить логически-смысловые цепочки, анализировать, сравнивать, обобщать информацию, а также делать выводы.
  • Особенности памяти, которые характеризуются преобладанием зрительной памяти над вербальной, мозаичностью запоминания информации и пониженной мыслительной активностью при ее воспроизведении.
  • Проблемы с речью, которые выражаются в ограниченности словарного запаса, искажением воспроизведения звуков, трудностями в построении высказываний, общей речевой заторможенностью, а также наличием таких заболеваний, как дислексия, дисграфия.

Помимо этого, такие детки отличаются частой сменой настроения, агрессивностью, конфликтностью, замкнутостью, безынициативностью, легкой внушаемостью, повышенной тревожностью и незрелостью личности в целом.
4

Диагностика и лечение

Если вы обнаружили у своего ребенка хотя бы один из симптомов, стоит обратиться к врачу. Своевременная медицинская помощь и грамотно построенная коррекция способна значительно улучшить показатели психического здоровья ребенка, вплоть до полного устранения проблемы.

Игнорирование ЗПР приведет к усугублению проблем с обучаемостью и успеваемостью в школе, социальной адаптацией и взаимодействием с окружающим миром, развитию целого букета комплексов у ребенка.

Степень и характер проблемы определяет целый ряд специалистов (невропатолог, психолог, психотерапевт, логопед, дефектолог) во время комплексного обследования.

При этом проводиться изучение медицинской карты ребенка, условий его жизни, интеллектуальных способностей и развития речи.

После диагностирования заболевания назначается медикаментозное лечение (обычно, при соматических и церебрально-органических нарушениях), физиотерапия, фитотерапия, лечебная физкультура и массаж.

Кроме этого, составляется индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции, направленная на развитие эмоционально-коммуникативной сферы и познавательных процессов малыша.

Программа может включать:

  • Игровую терапию;
  • Сказкотерапию;
  • Арт-терапию.

5

Профилактика

Чтобы избежать подобных нарушений в психологическом развитии малыша, следует придерживаться простых правил:

  • Создайте благоприятные условия протекания беременности и родов;
  • Исключите употребление алкоголя и по возможности медикаментов;
  • Создайте психологически-комфортную атмосферу в вашей семье;
  • Пристально изучайте своего ребенка с первых же дней рождения.
Даже если отсутствовали какие-либо проблемы во время вынашивания и родов, ваш ребенок хорошо себя чувствует, периодически проходите консультацию у невропатолога.
  • Своевременно лечите любые заболевания своего чада;
  • Уделяйте внимание ребенку, занимайтесь им и практикуйте развивающие игры;

Не забывайте про важность телесно-эмоционального контакта. Целуйте, обнимайте и поглаживайте свое сокровище с первых минут его жизни.
Заключение

Заключение

Если у вашего ребенка обнаружили ЗПР, не стоит паниковать. Проявите терпение, заботу, внимание и любовь. При грамотной коррекции и вашем участии ребенок сможет улучшить свои умственные показатели и даже полностью избавиться от проблем.

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

1 Да Нет 0