Ритм современной жизни не лучшим образом сказывается на нашем здоровье, в том числе и психическом. Но больше всех страдают наши любимые детки.
Специалисты утверждают, что еще 20 лет назад количество детей с психическими нарушениями составляло всего 8%. Сегодня же процент проблемных малышей равен 15–17. При этом все больше наблюдается не врожденная умственная отсталость, а именно задержка психического развития (сокращенно «ЗПР»).
Так что же скрывается за этим тревожным понятием?
То есть, это не умственная осталось в худшем ее проявлении, и не диагноз на всю жизнь. Это проблема, с которой можно и нужно бороться. Как выявить характерные симптомы и помочь своему ребенку, далее в нашей статье.
Причины возникновения
ЗПР может возникать вследствие разных причин, которые условно разделяют на биологические и социальные.
К биологическим относятся:
- Заболевания матери хронического характера (например, диабет, проблемы со щитовидкой);
- Перенос тяжелых болезней во время вынашивания (грипп, краснуха, свинка);
- Инфекционные заболевания (например, токсоплазмоз, менингит);
- Постоянное отравление организма матери алкоголем, никотином, медикаментами;
- Механические травмы во время беременности;
- Несовместимость по резус-фактору;
- Токсикоз, особенно в третьем триместре беременности;
- Патологии родов (асфиксия, травмы новорожденных);
- Врожденные патологии малыша (заболевания эндокринной системы; пороки головного мозга, сердца, почек; нарушения зрения, слуха; эпилепсия, рахит);
- Недоношенность.
К социальным относятся:
- Гиперопека родителей или, наоборот, гипоопека;
- Неблагоприятные условия жизнедеятельности малыша (например, насилие в семье, частые ссоры);
- Авторитарное воспитание;
- Педагогические упущения;
- Психологические травмы;
- Недостаточный эмоционально-тактильный контакт с ребенком, особенно на ранних этапах развития;
- Дефицит общения со сверстниками и взрослыми.
Виды ЗПР
Учитывая вышеуказанные причины, различают следующие виды ЗПР:
1. Конституционального происхождения обусловлена замедленным развитием центральной нервной системы и характеризуется гармоническим инфантилизмом.
Такие детки несамостоятельны, очень привязаны к маме и тяжело приспосабливаются к новым условиям. Даже в школе они тяготеют к играм и на фоне остальных выглядят чуть младше.
2. Соматогенного происхождения возникает в случае частых и тяжелых болезней. На фоне общего ослабления организма, ребенок неспособен нормально развиваться психически.
3. Психогенного происхождения обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, насилием в семье, психологическими травмами. Здесь различают две крайности: гиперопека (чрезмерное внимание) и гипоопека (отсутствие внимания как такового).
- В первом случае ребенку препятствуют быть самостоятельным, полноценно узнавать мир, принимать решения и формировать собственные взгляды.
- Во втором имеет место полная безнадзорность и педагогическая запущенность. Ребенок не способен контролировать свое поведение и быть ответственным за свои поступки.
4. Церебрально-органического происхождения возникает в результате повреждения и дисфункции головного мозга вследствие ряда биологических причин, описанных выше. Здесь наблюдаются комплексные нарушения отдельных сфер психики ребенка.
Симптомы
Характерными признаками ЗПР являются:
- Эмоционально-волевая незрелость, которая характеризуется отсутствием воли у ребенка. Ему трудно заставить себя что-либо сделать или принять волевое решение.
- Нарушение внимания, когда ребенку тяжело концентрироваться на одном предмете, он быстро переключается и отвлекается. При этом может наблюдаться чрезмерная двигательная и речевая активность.
- Сложность восприятия, которая проявляется в неспособности ребенка строить целостные образы. Малыш слабо узнает предметы под разными ракурсами и в незнакомых условиях ему сложно ориентироваться в пространстве, строить логически-смысловые цепочки, анализировать, сравнивать, обобщать информацию, а также делать выводы.
- Особенности памяти, которые характеризуются преобладанием зрительной памяти над вербальной, мозаичностью запоминания информации и пониженной мыслительной активностью при ее воспроизведении.
- Проблемы с речью, которые выражаются в ограниченности словарного запаса, искажением воспроизведения звуков, трудностями в построении высказываний, общей речевой заторможенностью, а также наличием таких заболеваний, как дислексия, дисграфия.
Диагностика и лечение
Если вы обнаружили у своего ребенка хотя бы один из симптомов, стоит обратиться к врачу. Своевременная медицинская помощь и грамотно построенная коррекция способна значительно улучшить показатели психического здоровья ребенка, вплоть до полного устранения проблемы.
Степень и характер проблемы определяет целый ряд специалистов (невропатолог, психолог, психотерапевт, логопед, дефектолог) во время комплексного обследования.
После диагностирования заболевания назначается медикаментозное лечение (обычно, при соматических и церебрально-органических нарушениях), физиотерапия, фитотерапия, лечебная физкультура и массаж.
Кроме этого, составляется индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции, направленная на развитие эмоционально-коммуникативной сферы и познавательных процессов малыша.
Программа может включать:
- Игровую терапию;
- Сказкотерапию;
- Арт-терапию.
Профилактика
Чтобы избежать подобных нарушений в психологическом развитии малыша, следует придерживаться простых правил:
- Создайте благоприятные условия протекания беременности и родов;
- Исключите употребление алкоголя и по возможности медикаментов;
- Создайте психологически-комфортную атмосферу в вашей семье;
- Пристально изучайте своего ребенка с первых же дней рождения.
- Своевременно лечите любые заболевания своего чада;
- Уделяйте внимание ребенку, занимайтесь им и практикуйте развивающие игры;
Заключение
Если у вашего ребенка обнаружили ЗПР, не стоит паниковать. Проявите терпение, заботу, внимание и любовь. При грамотной коррекции и вашем участии ребенок сможет улучшить свои умственные показатели и даже полностью избавиться от проблем.