Мишель Сиффр в 1972 году чуть не сошел с ума, когда повторял свой эксперимент с двухмесячной изоляцией от общества. Михаэль Бонд, автор статей о психологии человеческого поведения и книги «The Power of Others», приводит пример Сары Шурд, у которой возникли галлюцинации после двух месяцев одиночества. Также журналист-психолог считает, что одиночество может привести к болезни Альцгеймера и слабоумию.

Общение человеку необходимо. Психологи Т. Гуськова и Е. Смирнова в своих экспериментах отмечают, что качество общения современной молодежи значительно ухудшилось. Одна из причин – неумение слушать собеседника. Так ли оно важно и каким образом его развивать узнаете далее.

1

Почему умение слушать важно

Американский педагог Дейл Карнеги еще при жизни продал пять миллионов экземпляров книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Главная мысль книги состояла в простом доводе: чтобы быть другом всем, нужно учиться слышать собеседника.

Приятные эмоции в разговоре возникают только при обоюдном обмене информацией.
Русскую версию статьи «Как вызывать к себе уважение» прочитало 15,5 тысяч человек. Три части статьи повествуют об одном – сначала нужно уважать других. Опрятный внешний вид, тон, манеры и умение слушать – только тогда беседа пройдет удачно.

Стать хорошим слушателем – не дело одного вечера, но только так можно вызвать к себе уважение. Если собеседник почувствует, что его ни во что не ставят – разговор не заладится.

Епископ Пантелеймон сказал, что стать счастливым можно, делая счастливыми других. Слушание – один из способов делать людей счастливыми. Когда чувствуешь, что причастен к чужому восторгу, собственная жизнь наполняется смыслом.

Для более практичных людей вовремя услышать собеседника значит выиграть дело, найти выгоду и для себя. Эффективность коммуникации повышается, если не перебивать и ловить суть разговора. В бизнесе общение – составляющая успеха.

2

Поведение при беседе

«Психологос», ссылаясь на исследования психологов, утверждает, что первое впечатление складывается в течении 7 секунд.
Психолог Вивиан Заяс из Корнельского Университета заявляет, что испытуемые ею люди были уверены, что пересмотрят мнение о человеке в случае дурного или хорошего поведения последнего. На практике доказательств пересмотра очень мало, отметила профессор.

Это не значит, что вести себя прилично нужно только в течение первой встречи. Следует показать себя с наилучшей стороны во время первой беседы.

В своем поведении нужно уметь подстраиваться под манеры собеседника. Для эффективного общения важно быть на одном уровне: эмоциональном, психическом, энергетическом.
Такое умение можно тренировать, активно слушая говорящих.
3

Важность прямого взгляда

Человеку свойственно воспринимать информацию преимущественно глазами. Прямой взгляд показывает честность и открытость. Это позволит оценивать собеседнику, внимательно ли вы слушаете его.

Без зрительного контакта собеседник подумает, что его избегают, что он неинтересен. От этого пострадают все – не будет общения, проблема не решится.

4

Переспрашивать - не порок

Бывают ситуации, когда не совсем понятно, что говорит коллега или знакомый. Уточняющие вопросы помогут понять мысль или ее отсутствие. Чувство неловкости, которое вызвано переспрашиванием, не более чем выдумка ума.

Лучше спросить десять раз и понять, чем промолчать и потом выглядеть глупо или вообще подвести человека.
Некоторое собеседники считают, что уточняющие вопросы – это показатель вовлеченности в беседу, потому они даже могут помочь наладить отношения с партнером.

5

Конец важнее начала

То, чем закончится речь собеседника, важнее того, чем она начнется. Вывод делается в конце.

Постоянные перебивания неизбежны без умения искренне заинтересоваться речью партнера. Перебить иногда тоже нужно уметь. Но для этого нужно тонкое чувство момента, чтобы не обидеть. Главное – концентрироваться на мысли, которую партнер хочет высказать. Даже если она понята полностью, нужно дослушать его до конца. Это элементарный признак уважения и вежливости.

6

Критическое слушание

Полина Роусон в книге «Техника общения» выделяет пассивное и активное слушание. Первым вариантом часто увлечены подростки, когда общаются, глядя в телефоны. Второй вид подразумевает умение критически оценивать информацию. Препятствием к этому могут стать расхождения во взглядах, усталость, сильные эмоции. Самоконтроль – лучший друг при общении.

Хороший слушатель всегда старается понять собеседника, но и оценивать его речь не забывает.
Может, именно это поможет вовремя подсказать собеседнику, что он «сошел с колеи» разговора.
7

Выделяйте важное в беседе

Красивые словесные фигуры – это скорлупа. Важно ядро беседы. Нужно уметь отсеивать мишуру и вникать в суть. Ясно видеть смысл беседы поможет навык критического слушания. Можно поучиться у древних греков и римлян, которые старались выделять главное и структурировать свои публичные выступления. Образцами считаются Цицерон, Софокл, Демосфен.

8

Перерывы

Исследование канадского филиала «Microsoft» на рубеже одов показало, что время полного сосредоточения внимания у среднестатистического человека уменьшилось до 8 секунд. На допустимом уровне внимания человек может оставаться в среднем до полутора минут. Это нужно учитывать при разговоре.

Деловые переговоры структурируются таким образом, что через каждый регламентированный промежуток времени идет кофе-брейк. Это позволяет повысить эффективность собрания.

Интересен и опыт Каролины Пламб, гендиректора фирмы Fresh­Minds. Благодаря сокращению времени совещания с часа до 15 минут продуктивность работников возросла.

9

Постоянное общение - залог успеха

Практика помогает совершенствоваться. Умение слушать не может развиваться само по себе. Вокруг много интересных людей. Ганди говорил, что каждый человек, который хочет развиваться, должен воспринимать всех вокруг как учителей.

Общение – это единственная роскошь, которую имеет человек.
Антуан де Сент-Экзюпери
10

Тренировка

Нужно настраивать себя на слушание перед каждой беседой. Потом это станет автоматическим. Для успешного разговора нужно правильно выбрать место.

На активность внимания влияют много факторов. Хотя бы о некоторых из них (усталость, шум, эмоциональное состояние) стоит позаботиться. Лекторы по НЛП утверждают, что мозг обладает нейропластичностью – способностью подстраиваться под ежедневные задачи, сколько бы трудными они ни были. Улавливать звуки, вникать во все, что говорят собеседники, не отвлекаться – все это часть тренировки.

Заключение

Заключение

Персональный успех невозможен без участия других людей. А для того, чтобы добиваться целей вместе, нужно наладить эффективное общение. Умение слушать при этом – залог успеха. Это составная часть обычного взаимного уважения и культуры. Внимательное слушание собеседника тоже может приносить радость, проверьте это.

РОМАН ДЯЧЕНКО, специально для Evrikak.ru

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

0 Да Нет 0