Как сделать уверенным своего ребенка

Когда мы смотрим на детские, особенно подростковые выступления, удивляют не только способности, приобретенное трудолюбием мастерство, но и свободная раскованность ребятишек на сцене, как следствие их уверенности.

А как все родители боятся вырастить зависимого человека, безвольного, легко поддающегося чужому, чаще негативному влиянию! Это поведение свойственно неуверенному в себе человеку.

Уверенность происходит от слова вера – вера в свои силы, возможности. Но чтобы в них верить, нужно их познать и воспитать.

Детская уверенность находится не в прямой, а в обратной зависимости от взросления маленького человека. Вместе с ребенком будет «взрослеть», набирать силу и вес его неуверенность, выражающаяся в стеснительности, нерешительности, зависимости от мнения ребят, особенно авторитетных.

В статье мы разберем причинно-следственную связь возрастной неуверенности ребенка, в чем она выражается и как на нее повлиять.

1

Что надо знать об уверенности

Чтобы разобраться в том, для чего и над чем работать, надо понять: что входит в понятие «уверенность», из чего она состоит и на что влияет, ее роль и место в жизни.

Наверное, именно в трактовке понятия «УВЕРЕННОСТЬ» наибольшее значение приобретает основной принцип психологии – «принцип золотой середины».

Быть уверенным в себе человеком – значит не только не быть неуверенным, но и не стать самоуверенным. И истинная здоровая, как бы серединная уверенность должна быть исключительно полезна для самого человека, и не вредна для окружения этого человека.

Воспитывая в своем ребенке личную уверенность, вы должны помогать ему все время соблюдать этот баланс между недооценкой себя и переоценкой, между самоуверенностью и неуверенностью.

Уверенность – это внутреннее спокойствие, гармония. Это ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХА, без оглядки на мнение других, но с пониманием истинной цены своим поступкам, без страха перед отказом, ошибкой, неудачей. Ведь такие препятствия, пороги в жизненном течении не останавливают уверенного человека. Он может пригнуться, перешагнуть, переступить, даже развернуться, но он не остановится, он будет продвигаться к цели и достигать своей мечты. Каждый родитель желает такого безоглядного, беспрепятственного (без внутренних препятствий и барьеров) жизненного пути своему ребенку.

Для этого вы должны развивать в ребенке следующие отдельные составляющие уверенности:

  • Уважение к самому себе;
  • Веру в себя (при наличии обязательного условия – вашей веры в него);
  • Независимость от чужого мнения и от чужой воли;
  • Знание своих сильных и слабых сторон;
  • Умение давать честную и справедливую, объективную оценку (с учетом причинно-следственной связи и мнения всех сторон), а не только субъективную («от себя»);
  • Умение войти в положение другого человека, сопереживать и сочувствовать (этому ребенок может научиться, только если испытывает эти чувства в семье по отношению к себе);
  • Позитивный настрой;
  • Выдержку.

Что надо знать об уверенности

2

Дошкольники

У деток дошкольного возраста присутствует доверие ко всем, мало страхов и почти нет сомнений. Им кажется, что они могут все и лучше всех, они не задумываются над сопоставлением со своими возможностями. Они выскакивают танцевать, петь, повторять любое сложное действие, с удовольствием хватаются за музыкальные инструменты, даже веник и тряпку – подражают, не стесняясь и не рассчитывая свои силы.

Ведь они уверены в позитивном отношении к ним самим и к их любым действиям.
Дошкольники

Чем с меньшим количеством категоричной критики столкнется ребенок, тем дольше сохранится его непосредственная уверенность.

3

Младший школьный возраст

Ребенок младшего школьного возраста уже должен не просто что-то делать, иногда лишь имитируя, а учиться выполнять свою возрастную работу качественно. А это уже требует поправок и объяснений. И тогда уверенность ребенка попадает в прямую зависимость не только от родительской критики – от ее правильности и корректности, но и от преувеличенной похвалы – захваливания без нужды и повода, или даже от перекладывания критики и вины за любые неудачи на других (учительница несправедлива, отличники-любимчики не честные…).

Чтобы у ребенка школьного возраста не развивалась самоуверенность или неуверенность в себе, своих способностях и возможностях, вы должны учесть ряд факторов и рекомендаций:

  • Позитивно оценивайте все начинания и поддерживайте инициативу ребенка.

Не бойтесь позволять ребенку пробовать себя. Но при этом учите рассчитывать силы и возможности: не хвататься за все сразу, брать свои вершины, а не карабкаться на чужие, искать себя и свое дело, хобби, которое должно развивать способности и приносить успехи, а значит, повышать самооценку и веру в себя.

  • Ребенок должен получать достаточно внимания в семье.

Речь идет не о контроле, а об искреннем интересе к его жизни, желаниям, успехам, проблемам, к его роли в семье и месте в детском коллективе.

  • Не будьте категорично требовательны и критичны.

Не закладывайте в сознание и самоощущение ребенка чувство постоянной вины, которое является благодатной почвой для развития глубокой личной неуверенности. А для этого не идите путем навешивания ярлыков неумелого, неспособного, не обвиняйте: «ты причинил мне боль», «ты виноват», а донесите до него свои чувства и переживания, вызванные его поведением: «мне обидно», «я испытываю боль»…

  • Всегда оценивайте и поощряйте позитивное, пустяков в успехах и хороших поступках не должно быть! Зато не придавайте значения мелким и несерьезным ошибкам.
  • Учите его не сдаваться – не откладывать начатое, а если отложил – обязательно доделать (пусть даже с вашей помощью).

Поощряйте все доведенные до конечного результата трудоемкие дела и сложные занятия. Стимулируйте их завершение своим участием, которое должно быть дружеским и интересным, может игровым, и обязательно с положительной оценкой и без лишней критики, зато с маленькими поощрительными призами.

small-1223956_1280

  • Отталкивайтесь от его побед, успехов и в моменты его неуверенности ссылайтесь на них: «помнишь, у тебя же получилось».
  • Будьте на его стороне, но только исходя из принципов справедливости, чтобы не были всегда виноваты учителя, одноклассники, родители одноклассников.

Ведь ребенок часто начинает видеть развитие ситуации не со своего поступка, а с реакции на его поступок, и, конечно, жалеть себя. Всегда первая родительская, особенно материнская, реакция – бежать и заступаться. Это просто. Но это может привести к безнаказанности и самоуверенности. Надо учитывать видение и мнение и другой стороны, и третьей, нейтральной, беспристрастной.

Ребенок должен учиться давать честную и справедливую, заслуженную оценку своему поступку, и знать себе истинную цену.
Надо не бояться признавать его ошибки, вместе анализировать их, не через свое взрослое отношение к ситуации, а через его ответы на ваши вопросы, через попытку ребенка поставить себя на место другого человека и понять его чувства.
  • Учите ребенка разбирать проблемные ситуации со всех сторон, как бы изнутри и снаружи: его поступок – внутри ситуации, а следствие его поступка – снаружи, применяя метод «абстрагированного взгляда стороннего наблюдателя».

Предлагайте ему разобрать подобные тестовые ситуации, проигрывайте их – предлагайте ему думать по такому сценарию: «а как бы поступил я», «а как бы к этому отнесся я». Чтобы ребенок прочувствовал ситуацию, примеряя на себя все роли – зачинщика, пострадавшего и наблюдателя.

  • Жалейте его, иначе он не получит этих навыков и не научиться жалеть сам.

Младший школьный возраст

Ведь тот, кто умеет сочувствовать и сопереживать, не будет делать безжалостных поступков. На них способны неуверенные люди, зарабатывающие внимание и уважение через нанесение обиды другим. Нужно донести ребенку понимание ложности такого авторитета, который строится не на уважении, а на страхе.

  • Старайтесь содействовать участию ребенка с раннего возраста в различных выступлениях, соревнованиях перед зрителями. Его аудиторией даже можете быть вы, близкие и друзья.
4

Подростки

К 9-10 годам подростки избегают показательных выступлений: большинство мальчишек перестает петь и танцевать, а девчонки испытывают скованность, и те и другие стесняются даже фотографироваться. Это внешние признаки неуверенности. Проявляются и внутренние признаки в поведение подростков:

  • Страх перед трудностями;
  • страх проиграть (в спорте, в конкурсах);
  • страх перед ошибками и неудачами;
  • страх получить отказ в личных отношениях (даже в приглашении на танец).

Избегайте ошибок, которые усугубят развитие неуверенности: повышенный контроль – это ваше недоверие.
Оно может привести к низкой самооценке и поиску авторитетов на стороне – признакам слабой зависимой личности, что чаще всего приводит к попаданию под влияние авторитетов с отрицательным примером поведения.

Контролировать – это легкий путь родителей, которые не уверены в себе, а значит и в других. Путь легкий, но последствия могут быть неприятными.
Ребенку должно хватать внимания, веры в него, уважения в семье (мальчику – особенно от папы).
Необходимо привлекать подросшего ребенка к участию в совместных семейных делах, советоваться, признавать его авторитетное мнение и отводить ему роль в решении семейных вопросов.
Подростки
Спорные вопросы решайте только путем договоренностей: «Я принимаю твои условия, ты – принимаешь мои условия».
5

Начните с себя

Развивать ребенка, учить его навыкам дружбы, любви и других чувств нужно с раннего детства, себя же применять в качестве инструмента, учителя и примера теории.

Воспитание уверенности в ребенке – это та сфера жизненной психологии, в которой необходимо начать с себя, потому что именно здесь теория постоянно доказывается на практике: жизнь подбрасывает много практических примеров, наглядных поводов проявить взрослую решительность, а значит уверенность, умение отстоять свои права, не роняя своего достоинства, но и не унижая чужого.

Если вы не решаетесь переспросить, уточнить, всегда согласно киваете, если вы готовы провалиться сквозь землю от пустяковых недоразумений или ретируетесь и извиняетесь за чужое, направленное против вас проявление грубого хамства – ребенок получит в наследство размытые границы своего личного пространства, в которое будет допустимо врываться и там хозяйничать чужой злой воле. Это вовсе не означает, что ваше полярное поведение – своей грубостью опережать чужую по принципу «лучшая защита – нападение», приблизит ребенка к пониманию и развитию уверенности. Ведь бесцеремонные наглость и хамство – это признаки той же неуверенности, только скрытой, вернее, замаскированной под самоуверенность.

Надо научиться противостоять ни злостью, ни агрессией, а внутренним позитивом, прежде всего по отношению к самому себе.
Научитесь абстрагироваться от конфликта, как бы отойти и посмотреть со стороны. Как самоуверенно наглый человек непригляден в глазах других! Разве вам хочется так же выглядеть? Верх уверенности и достоинства – ответная улыбка, а ирония – это «высший пилотаж». Но ответное спокойствие вызывает не меньшее уважение.

Начните с себя

Начните уважать себя, ведь всегда есть за что. Конечно за достоинства, список которых составьте, оформив так, чтобы вы могли возвращаться к нему регулярно, допустим, каждое утро, или каждое неуверенное утро, или каждый понедельник, как закладка, как будильник, как напоминание. В рамочку на стену или на рабочий стол, или на заставку рабочего стола компьютера…

Над списком личных недостатков работайте, совершенствуйтесь, чтобы уверенность ваша росла и крепла.
Ребенок может и должен быть посвящен в вашу работу над собой, на своем детском уровне. Он может не понять, но точно запомнит. Придет время, придет понимание, и ваш опыт ему точно пригодится. Ведь нам всегда есть над чем работать.

Заключение

Заключение

Главный признак уверенности – ваша улыбка, ваше позитивное настроение, независимое от внешних факторов: ни от навевающей грусть осени, ни от скучного дождя, ни от эмоционально бесцветной, неприветливой зимы, ни от грубой бесцеремонности случайных людей, ни от несправедливой несдержанности близких.

Живите с улыбкой уверенности и заряжайте всех, кто рядом!

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru

Понравилась инструкция?

6 Да Нет 0