Ребенок вступил в подростковый период – гормональная перестройка организма, физическое и психоэмоциональное становление и переход от детского сознания к взрослому. В среднем он начинается с 12 лет. Самоощущения взрослеющих детей сильно отличаются от их возрастных физиологических возможностей.

Доминирующее внутреннее желание и требование подростков – считать их полноправными взрослыми людьми.

Иногда это требование имеет деструктивные проявления:

  • Агрессия;
  • упрямство;
  • желание показать себя;
  • оспаривание решений родителей;
  • в ребенке просыпается дух противоречия и бунтарства.

Подростки ранимы и чувствительны. Их внутренний мир наполняется новыми и непонятными ощущениями. Болезненно относятся к поступкам, словам и даже к взглядам, принимая все на свой счет.

Чтобы переходный возраст не трансформировался в подростковый кризис, следует бережно относиться к обостренным чувствам ребенка.

Родителям нужно вдумчиво относиться к фразам, адресованным подростку, касающимся его самого, друзей, увлечений, предпочтений.

Подростки часто говорят под впечатлением нахлынувших эмоций и совсем не то, что думают на самом деле. Но родителям важно думать над своими словами. А еще научиться понимать внутреннюю суть слов детей, истинные мысли и чувства, что двигают этими словами, порой жесткими и обидными. Помните, что ребенку сейчас тяжело. Вам необходимо показать пример выдержки, научить справляться с эмоциями, искусству уважительно разговаривать, умению поддержать, сопереживать.

Есть ряд фраз, которые нельзя произносить во время разговора с подростком. О них мы расскажем в статье. Если хотите сохранить с ребенком дружеские отношения, забудьте об этих словах.

1

Провокация со стороны родителей

Мне лучше знать, как правильно (…)

Означает категоричную правоту взрослых, проживших свою жизнь. Но это часть их жизни, когда они делали свои ошибки, познавая себя и окружающий мир. И этот путь был не всегда правильный.

Каждый для себя первооткрыватель. И нельзя забирать у детей этой возможности.

Ребенок до подросткового возраста должен уже быть вооружен знаниями об опасностях, об элементарных понятиях:

Не стоит полностью выпускать из-под контроля сына или дочь, их образ жизни, наклонности, пристрастия, увлечения, круг общения. Но в бытовых, и незначительных вопросах (выбор одежды, хобби) дайте свободу выбора и возможность ошибиться.

Лучше бы ты учился, а не занимался ерундой

«Ерундой» может быть любимое увлечение. Нельзя отрицательно отзываться о хобби ребенка, его общении с друзьями, приобретении социальных навыков и познании себя. Подросток решит, что над ним насмехаются, и станет отдаляться.

У него обязательно должно быть свободное время, которое может уделять себе и своим увлечениям.

Зачем мне это нужно?

Слова могут принадлежать и родителям, и подростку.

Родители

Игнорируют психоэмоциональные запросы ребенка, предпочитая заниматься самореализацией и саморазвитием. Это не должно отдалять первенца, иначе он будет считать, что ненужен.

В будущем дети ответят тем же: минимизируют общение, полностью отделятся от родителей.

Почитать в тему:

Подростки

Происходит родительское навязывание собственных интересов без взаимообмена договоренностями и уступками. Например, ребенок хочет стать художником, а семья решила, что он пойдет учиться на врача. Подросток будет всячески отторгать навязанное мнение вплоть до ссор и побегов из дома.

2

Провокационные фразы подростков

Мне все равно, что будет завтра

Может прозвучать в ответ на такие реплики:

  • «Ты не задумываешься о будущем и разрушаешь его»;
  • «Подумай о том, что тебя ждет»;
  • «Как ты собираешься дальше жить?»

Такой ответ – следствие неправильной постановки вопроса и некорректного решения проблемы. А еще – показатель детской неспособности нести ответственность за поступки и психологической незрелости.

Вам меня никогда не понять

Причина: недоверие к вашей реакции, протест против отношений без достаточной степени уважения и доверия.

Вы столько раз предъявляли ребенку категоричное неприятие, несогласие, непонимание, что он “возвращает” этот аргумент.

Контакт можно наладить, перестав давить на подростка и разрешив ему жить собственной жизнью без тотального контроля.

Вы для меня никто

Реакция на запущенный вами механизм разрушения отношений: ваше неприятие стало его разочарованием и вылилось в ответное неприятие.

3

Запрещенные для родителей фразы

Они обесценивают подростка, приводят к ссорам, заложению чувства неуверенности и неполноценности.

  • “Ты хуже других”.
  • “Ты ничего не умеешь”.
  • “У тебя никогда не получится”.
  • “Ты плохой”.
  • “Мы тебя не любим”.
4

Что нужно говорить подростку

Фразы формируют уверенную, полноценную личность с чувством собственного достоинства.

  • “Я тебя люблю”.
  • “Я в тебя верю, у тебя все получится”.
  • “Я тобой горжусь”.
  • “Это в пределах твоей ответственности”.
  • “Извини меня”.
  • “Я тебя прощаю”.
  • “Я тебя готов/а слушать”.

Произнося это ребенку, вы обеспечиваете ему поддержку, на которую он рассчитывает.

5

Правила мирного существования родителей и подростков

  • Нейтральная зона

Определите в отношениях нейтральную зону, где ваш контроль отсутствует. Это зона допустимости и доверия. В нее должен входить круг интересов ребенка, не опасных для здоровья и жизни.

Определите возможные уступки, которые должны выйти из зоны вашего влияния. Не нарушайте границ нейтральной зоны, чтобы не пошатнуть доверие.

  • Личное пространство

У чада должна быть комната, где он сможет уединиться, поразмышлять и заняться своим хобби. Если нужно зайти, поговорить – постучите. Этим вы покажете, что уважаете его личное пространство.

  • Уважение подростковых чувств

Не переступайте без разрешения границы личных чувств. Будьте деликатны и корректны. Даже отношения со сверстниками, симпатии и антипатии обсуждайте терпеливо и без повышенного тона.

  • Критику, которая разрушает доверительные отношения, замените обсуждением

Подростки чувствительны к критике. Особенно, если присутствуют другие люди. Заметили, что ребенок неправильно себя ведет или сказал что-то не то? Отложите разговор. Во время обсуждения говорите непринужденно. Советуйте, а не критикуйте.

  • Лимит на ласки

Часто подростки не любят обниматься с родителями и отстраняются. Это нужно принять без обид, как вполне естественную природную реакцию.

Хотя подросток демонстрирует взрослую холодность и независимость, он все еще нуждается в родительской заботе, поддержке и ласке.

Особенно в минуты неуверенности, беспокойства или в вечернее время, когда сам устает от взваленного на себя бремени демонстративной взрослости. Дождитесь его соответствующего настроения и одарите сына или дочь вниманием и лаской.

6

Как сохранить доверие ребенка

С пониманием относитесь к интересам Даже если не одобряете увлечения подростка, не ставьте категоричных запретов. Тем более, если речь идет не о вредных или опасных хобби.
Говорите на равных и внимательно слушайте Проявляйте уважение. Слушайте подростка, интересуйтесь мнением по важным вопросам и отношением к событиям. Так вы сможете найти с ним общий язык.
Положите начало общим делам, придумайте семейные традиции Культивируйте семейные ценности, оставляя в памяти игры и развлечения, увлекательные поездки, путешествия, празднования, которые станут традициями.
Даже семейные просмотры фильмов или передач запоминаются на уровне положительных эмоций.
Хвалите Подчеркивайте успехи и хвалите его начинания. Даже если не разбираетесь в его увлечениях, задавайте вопросы о них. Подростку будет приятно внимание и поддержка родителей.
Устраивайте семейные советы Ваш ребенок должен иметь свой статус в семье, право голоса и участия в принятии семейных решений.
Всегда советуйтесь с ним. Демонстрируйте важность его совета или мнения.
Распределите обязанности каждого члена семьи по дому У подростка должен быть личный трудовой вклад в семейный быт, круг постоянных обязанностей, имеющий систематический цикл: ежедневных, еженедельных, ежемесячных.
Так вырабатывается ответственность, постоянство, способность контролировать себя, планировать дела, следуя установленному расписанию.
7

Каких ошибок не следует допускать

  • Не примеряйте его чувства на себя, не сравнивайте со своими чувствами.
  • Проявление недоверия.
Известная мудрость «Доверяй, но проверяй» должна быть заложена в программе отношений с подростком. Но подслушивать, подсматривать, обыскивать, допрашивать нельзя. Это признак недоверия и желания контролировать каждый шаг. Дайте ему свободу .
  • Принимать решения за него.

Если подросток чувствует себя пешкой, он сопротивляется, активно или пассивно, отказываясь от всего. Это может привести к кризису идентичности, когда человек не понимает кто он, чего хочет, что из себя представляет.

Заключение

Заключение

Как бы вам не было трудно, в каком бы эмоционально перенапряженном состоянии вы не пребывали, в любых ситуациях не забывайте главную истину родительского воспитания: взрослый – вы, со своим накопленным жизненным опытом, а, значит, вы должны быть примером выдержки, терпения, ответственности, умения прощать и заботиться. Только подавая личный пример, вы имеете моральное право ставить задачи и требовать.

И еще: вам точно легче, потому что вы уже находились в возрасте подростка, прожили этот важный период становления и знаете, что подросток – это не диагноз, а состояние души и тела, и оно временное. Но хоть и временное, но имеет ключевое влияние на формирование характера взрослого человека, социальных навыков и его отношения к жизни.

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

7 Да Нет 0