Как своевременно диагностировать «ленивый» глаз у ребенка, и уберечь его от серьезных последствий

«Глаза – зеркало души» – все согласны с этим выражением. Как приятно заглядывать в ясные глазки своему ребенку и видеть в них светлый и чистый детский мир.

Но может быть и по-другому. Душа любого маленького ребенка чистая и светлая, но глазки не всех деток могут смотреть прямо, а их взгляд может быть ясен и понятен для окружающих.

Вы можете даже не предполагать, что между этими двумя состояниями глаз ребенка может пройти не так уж и много времени. Не упустите это время.

Совет
1

Что такое амблиопия

Амблиопия – это отклонение в развитии зрения, которое проявляется его снижением.

Чаще она бывает односторонней, когда зрение снижено на одном глазу, поэтому и называют ее болезнью «ленивого» глаза. Амблиопия часто начинается в раннем детстве, поэтому очень важно своевременно ее диагностировать и приступить к лечению. Только тогда можно не только избежать серьезных последствий, но и добиться хороших результатов в восстановлении зрительных функций «ленивого глаза».

Что такое амблиопия

Если приступить к лечению в возрасте уже сформированного зрения, то лечение будет значительно менее эффективным, поскольку произошедшие функциональные изменения будут носить устойчивый или даже необратимый характер.

Совет
2

Последствия

Ни в коем случае не пропустите начальные признаки амблиопии, чтобы не упустить время, необходимое для проведения лечебных процедур.

  • Вместе со временем может быть утеряна и зрительная функция «ленивого глаза», причем практически полностью, вплоть до потери светочувствительности. Даже бывают случаи, когда взрослый человек случайно, закрыв один глаз, обнаруживает полную потерю зрения другого глаза.
  • Амблиопия может привести к развитию косоглазия. Происходит это, когда острота зрения «ленивого глаза» падает до очень низкого уровня. В мозг ребенка поступает информация в виде изображений, полученных от двух глаз – здорового и «ленивого». Эти изображения очень отличаются, и мозг не может их совместить в одну цельную пространственную картинку. В результате происходит нарушение бинокулярности зрения – способности совмещать два изображения в одно, и мозг обрабатывает только одну картинку, полученную от здорового глаза, а «ленивый глаз» постепенно выключается из зрительного процесса. В результате своей невостребованности больной глаз начинает смотреть в сторону – развивается косоглазие.
  • Нарушение бинокулярности зрения приводит к нарушениям пространственной ориентации, так как теряется способность оценивать объем и глубину пространства, целостность восприятия.

Последствия

Совет
3

Причины

  1. Наследственная предрасположенность к косоглазию.
  2. Астигматизм высокой степени без ношения очков для коррекции.
  3. Дальнозоркость высокой степени без необходимой коррекции.
  4. Временная или затяжная (от нескольких недель до нескольких месяцев) потеря остроты зрения по причине расстройств психогенного характера – истерическая амблиопия.

Причины

Совет
4

Профилактика

Ранняя диагностика играет главную роль в профилактике и лечении амблиопии.

Поэтому, чтобы вовремя заметить нарушения в формировании зрения, необходимо проводить регулярные плановые обследования у офтальмолога:

  • В младенческом возрасте в 6 месяцев, в год и еще через полгода;
  • от 2 до 4 лет, когда ребенок уже может ответить на несложные вопросы;
  • в дошкольном возрасте с 5 до 6 лет, когда ребенок уже может проанализировать свое состояние;
  • начиная со школьного возраста – ежегодные обследования в конце каждого учебного года;
  • обязательные диагностические осмотры перед планируемым увеличением зрительных нагрузок (посещением подготовительных дошкольных занятий, занятий в художественной школе).

Диагностическое обследование должно быть полномасштабным и включать в себя: сравнение остроты зрения обоих глаз, измерение внутриглазного давления, осмотр и изучение глазного дна, при необходимости, и на расширенном зрачке. Поэтому контролируйте, чтобы диагностика проводилась не формально и врачами- офтальмологами, которым вы можете доверять.

Чтобы самому не пропустить возникшее нарушение зрения у ребенка, внимательно наблюдайте за его поведением во время занятий, связанных со зрительной работой:

  • Если во время чтения сильно низко склоняется, чтобы лучше видеть, или закрывает один глаз;
  • если один глаз отклоняется в сторону при всматривании в объект;
  • если при написании каких-либо знаков не может сделать запись вдоль одной линии или прочертить ровную линию, так как не видит ее от начала до конца;
  • если в незнакомом помещении плохо ориентируется.
Серьезно относитесь к жалобам ребенка на головную боль и дискомфорт (жжение, раздражение, покраснение) в области глаз, на утомляемость, на появление дефектов видения: нечеткость изображения, искажение или раздваивание контуров, радужные круги…

Контролируйте зрительную нагрузку и соблюдение зрительного режима, которые должны соответствовать возрастным нормам (подробные инструкции в 5, 6, 7, 8 советах).

Контролируйте соблюдение общего режима дня:

  • Ребенок должен гулять на свежем воздухе в любое время года;
  • вести активный образ жизни и заниматься спортом, причем существует перечень рекомендованных видов спорта: большой и настольный теннис, бадминтон, метание, волейбол;
  • спать ребенок должен не менее 8-10 часов.

Обеспечьте питание ребенка необходимыми «зрительными» минералами и витаминами (витамины В и А), которые содержатся во фруктах, овощах и злаках.

Профилактические меры

Очень полезным продуктом является черника, на основе которой созданы витаминные комплексы для поддерживания и улучшения зрения.
Совет
5

Зрительный режим

Помогайте ребенку соблюдать основные правила и нормы зрительного режима, которые являются основой профилактических мер по сохранению здорового зрения.

Правильная организация рабочего места для занятий ребенка:

  • Рабочий стол должен располагаться у окна;
  • в вечернее время рабочее место должно быть хорошо освещено – помимо основного освещения комнаты необходимо обеспечить освещение рабочего стола настольной лампой с непрозрачным абажуром;
  • настольная лампа должна освещать рабочий стол слева, только для левши – справа.

Все занятия, связанные со зрительными нагрузками, должны проводиться только в положении сидя за правильно организованным рабочим местом. Недопустимо читать в транспорте и заниматься лежа.
Зрительный режим

Расстояние от книги, тетради до глаза должно быть не менее 35-40 см.
Для этого посадка ребенка за столом во время занятий должна быть правильной:

  • Ребенок должен находиться по отношению к столу на расстоянии ладони;
  • спиной ребенок должен опираться на спинку стула;
  • ноги ребенок должен ставить впереди себя так, чтобы в коленном сгибе образовался прямой угол;
  • голова должна быть немного наклонена вперед.
Совет
6

Нормы времени зрительных нагрузок

Для детей дошкольного возраста:

  • одно занятие не должны длиться более 20 минут (рисование, чтение, счет, лепка) с обязательным дальнейшим переключением зрения на удаленные предметы (потолок, окно, вид в окне) или переходом к активным занятиям;
  • суммарная продолжительность занятий для детей в возрасте 3-5 лет не должна превышать 40 минут, для детей дошкольного возраста – не более 1 часа;
  • занятия должны быть разбиты на первую и вторую половину дня, между ними должны проводиться активные занятия, прогулки.

Для детей младшего школьного возраста:

  • суммарная продолжительность работы над домашними заданиями не должна превышать 1 часа;
  • каждые 20-30 минут непрерывных занятий требуют 5-10 минутных перерывов.

Для детей среднего школьного возраста:

  • суммарная продолжительность работы над домашними заданиями не должна превышать 1,5-2 часов;
  • каждые 30-40 минут занятий требуют 5-10 минутных перерывов.

Правила и нормы времени зрительных нагрузок

Совет
7

Правила просмотра телевизора

  • Расстояние до телевизора должно быть от 2-2,5 метров и более, в зависимости от размера диагонали экрана;
  • Нельзя смотреть телевизор, если в комнате отсутствует освещение, естественное или искусственное;
  • Сидеть нужно напротив экрана, а не сбоку;
  • Непрерывный просмотр ребенком телевизора должен длиться от получаса до 1 часа.

Правила и нормы времени просмотра телевизора

Совет
8

Работа за компьютером

  • Нельзя смотреть в светящийся экран, если комната не освещена естественным или искусственным светом;
  • Поскольку экран компьютера расположен близко к глазам, то работа за ним должна ограничиться 15-30 минутами 1 раз в день для детей младшего и среднего школьного возраста, и 2 раза в день для детей старшего школьного возраста;
  • Не рекомендуется использование ребенком мобильного телефона для игр.

Работа за компьютером

Совет
9

Лечение

Принцип лечения включает в себя два главных направления:

  1. Коррекция зрения с помощью правильно подобранных очков или контактных линз, которые нужно носить постоянно. Контроль остроты зрения и его соответствия характеристикам линз очков следует проводить каждые 3-4 месяца.
  2. Стимуляция «ленивого» глаза методом окклюзии – выключения здорового глаза из зрительного процесса, – является основой лечения. Для этого используются специальные приспособления – окклюдоры, – которые закрепляются на оправе очков со стороны здорового глаза и полностью его закрывают. Окклюдоры бывают пластиковые и тканевые.

Работа за компьютеромСтимуляция зрения лечебно-тренировочными занятиями:

  • Методами световой стимуляции сетчатки, включая лазеротерапию, которые должны проводиться в медицинских учреждениях 3-4 раза в год;
  • специально подобранными регулярными домашними занятиями с мелкими предметами: с бисером, с мелкой мозаикой, с мелкими деталями конструктора…
  • дополнительными зрительными тренировками в домашних условиях с помощью компьютерных программ «Чибис» и «Клинок», разработанными для восстановления бинокулярности зрения. Работа с этими программами проводится в специальных очках с красно-синими линзами (3D-очки). Продолжительность одного курса тренировок – 10 дней, рекомендованное количество – 3-4 курса в год (во время школьных каникул).
Совет
10

Совместное преодоление трудностей

Все мы знаем об отношении в детском и подростковом коллективе к «очкарикам», некоторым даже пришлось это прочувствовать. И это только одна часть проблем, которые могут возникнуть в процессе лечения, – психологическая, хотя стоит сказать, что для ребенка она может оказаться самой трудной.

Чем выше степень амблиопии, тем труднее будет ребенку принять в процессе лечения новое качество восприятия окружающего мира.

Прикрывая хорошо видящий глаз и отстраняя его от участия в зрительном процессе, ребенок будет чувствовать сильный дискомфорт физического и психологического характера. Ведь он будет вынужден видеть вокруг себя нечеткое или искаженное изображение привычного для него мира. Прежде всего, вы должны суметь понять ребенка и помочь ему принять возникшие трудности. Вам необходимо донести до сознания ребенка всю важность предложенного лечения. Для этого:

  • Старайтесь выстроить общение с врачом так, чтобы рекомендации, советы и все установки были обращены непосредственно к ребенку;
  • наглядно продемонстрируйте все сложности жизни слабовидящего человека;
  • аргументированно объясните ребенку, что, только соблюдая все инструкции и исполняя все установки врача, он сможет защитить себя от перспективы жить трудной жизнью слабовидящего человека;
  • убедите ребенка, что такие трудности, как ношение окклюдора, временные, что чем больше приложить стараний, тем быстрее закончится трудный этап. Потом достаточно будет только поддерживать восстановленный уровень зрения.

Если существуют серьезные проблемы, препятствующие постоянному ношению окклюдора, можно договориться о его ношении так:

  • Или только дома во второй половине дня, но уже постоянно (в случае психологических трудностей),
  • или в течение всего дня, но с большими перерывами, постепенно наращивая время нагрузки на «ленивый» глаз (в случае физических трудностей).

Постарайтесь обеспечить психологическую поддержку воспитателей, учителей, родителей одноклассников.

Выстраивайте доверительные отношения с ребенком без угроз и шантажа. Не забывайте, что он нуждается в вашей поддержке. Будьте терпеливы, но тверды в соблюдении всех врачебных установок.
Совместное преодоление трудностейРадуйтесь вместе его победам на каждом этапе лечения, даже маленьким. Отмечайте эти маленькие шаги на пути к выздоровлению как семейные праздники с поощрительными призами и подарками соответствующего назначения в виде, к примеру, новой ранее обещанной оправы или призового длительного просмотра мультфильма (кинофильма)… Мотивируйте позитивное отношение ребенка к лечебным нагрузкам и лечебно-тренировочным занятиям.

Заключение

Заключение

Чтобы ребенок поверил в возможность своего выздоровления за счет собственных стараний и терпения, вы должны сами верить в успех лечения. Это придаст вам спокойствие и силы в борьбе с болезнью.

ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru


Другие варианты решения проблемы:

Рынок товаров и услуг сегодня предлагает огромное количество средств для восстановления зрения. Они разные по цене, эффективности, способу применения. По отзывам покупателей мы проанализировали самые эффективные. Они имеют достаточно преимуществ, чтобы попробовать. Результатами готовы поделиться.

Название средства

Оценка эффективности (от 1 до 10) по версии экспертов Evrikak.

Соотношение положительных и отрицательных отзывов в %

MaxiVisor

9,7

97% положительных/3% отрицательных. Как мы оценивали>>>

Око-Плюс

8,5

85% положительных/15% отрицательных. Как мы оценивали>>>




Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

2 Да Нет 0