Какая социальная роль вашего ребенка: лидер или массовка

Социальная жизнь – это большой муравейник, где каждый выполняет отведенную роль. Жизни вне социума не существует, поэтому важно знать и понимать не только социальные законы, но и осознавать собственную роль в сообществе.

Согласно статистики обращений к психологам, более 70% людей недовольны своими отношениями с окружающими. Дискомфорт возникает по причине незнания себя, своих врожденных качеств или саморазвития в неверном направлении.

Каждый человек приходит на землю с перечнем заложенных особенностей. В процессе взросления «накладываются» слои среды (метод воспитания, ценности и т.д.), согласно которым ребенок занимает ту или иную позицию в обществе. Так происходит социализация – важнейший элемент гармоничного развития личности.

Особенности темперамента и условия социальной среды, где живет и воспитывается ребенок, формируют его социальную роль в детском возрасте и в дальнейшем.

Часто родители ограждают детей от участия в различных сообществах – не водят в детский сад или ограничивают общение со сверстниками. Причины понятны:

  • Снижение уровня заболеваемости, так как дети – лучшие переносчики инфекций;
  • Возможность уютного домашнего воспитания с мамой, няней или бабушкой, которая и накормит, и сказку почитает, и присмотрит.

Такой подход имеет место быть, но он деструктивен. Тут меньше достоинств, нежели негативных последствий. Преимуществ воспитания среди сверстников намного больше:

  1. Детский коллектив расширяет кругозор. Малыш видит разные формы поведения других детей, узнает новую информацию, сравнивает себя с другими.
  2. Формируются личностные границы, когда ребенок учится отделять свою свободу от интересов других.
  3. Обучение нормам и правилам поведения, этикета.
  4. Обучение решению проблем и поиску выхода из конфликтов.
  5. Развитие навыка отстаивать свои интересы или соглашаться с другими детьми.
  6. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
  7. Развитие разных подходов к разным детям, привитие толерантности.
  8. Развитие коллективного духа.

Ни один из вышеперечисленных пунктов не может быть полностью сформирован вне рамок коллектива. Ни одна любящая мама или бабушка не смогут научить ребенка отстаивать свои интересы, если другой забирает игрушку. Рассказы, картинки и видео не обучат. Только практика и реальные жизненные ситуации путем проб и ошибок самого ребенка позволят приобрести значимые социальные навыки.

Детский коллектив – это то место, где ребенок учится взаимодействию с другими. Это путь к комфортной жизни в будущем.
В коллективах (в школе, детском саду или на площадке) немного понаблюдав, можно увидеть, как дети адаптируются в игре или другой деятельности. Происходит это само по себе: ребенка принимают или не принимают в игру, кто-то ведет себя вызывающе, третий малыш сидит в стороне и занимается своими делами. Такая картинка – результат естественного взаимодействия, который получается автоматически в каждом коллективе. Почему? Потому что за считанные секунды малыши осваиваются и начинается спектакль, где каждый ребенок играет свою роль.

Коллектив дошкольнят не столь показателен, и роли могут периодически меняться. А вот школьный и подростковый показывают роль ребенка четко.

Какие это роли и чем отличаются мы расскажем в этой статье. В конце предлагаем рекомендации, как родителям найти подход к детям разных ролей, чтобы скорректировать недостатки и выделить достоинства.

1

Лидеры

Бывают формальными и неформальными.

Формальный лидер – назначенный учителем или другим взрослым (тренером) как носитель определенной функции. Например, староста класса. Его цель – организовать других детей.

Формальное лидерство не опирается на нужные качества ребенка – организаторские способности, сила убеждения, ответственность, авторитет для других и т.д.
Это медвежья услуга взрослого по отношения к ребенку. Часто сверстники не выполняют просьб и поручений старосты, насмехаются и подавляют. Это негативно сказывается на самооценке и желании находиться в данном коллективе в принципе.

Неформальный – ребенок, которого любит большинство, принимает его мнение как истину последней инстанции, подчиняется.

К такому прислушиваются, ждут совета. Причины лидерства могут быть разными: знание анекдотов, самый красивый в классе, самый коммуникабельный и популярный у противоположного пола.

Лидеры по мнению коллектива и учителей могут отличаться. Взрослые редко понимают, почему двоечника обожают за умение рассмешить.

Один ребенок может совмещать формальное и неформальное лидерство, но такое случается редко.

2

Любимцы

Такие дети нравятся взрослым за послушание, мягкость, исполнительность. Им идут навстречу, делают поблажки, относятся снисходительнее нежели к другим.

Любимец учителя пользуется уважением в детском коллективе младшего возраста, который может уменьшится в старшем.
В начальной школе дети тянутся к любимцам из-за мнимой перспективы стать ближе к учителю, «полюбиться» ему. Малыши убеждены: если любимца любят, значит есть причина и он хороший. С возрастом иллюзия исчезает, любимец может превратиться в отвергнутого. Подростковый возраст – это время контрастов. Если в 1 классе детям хотелось нравится учителю и быть хорошими, то в 8 хочется быть принятым сверстниками. А если принят и не нравишься учителю – еще лучше. Поэтому любимчиков подростки любить прекращают, его «близость» к учителю расценивается как предательская позиция.

Ощущения любимца сначала положительные. Он может пользоваться своим исключительным положением в учителя. Со временем это приводит к психологической травме, когда «был хорошим, а теперь сверстники ненавидят за это». Ребенок может стать замкнутым, раздражительным, недоверчивым. Родителям важно вовремя заметить перемену настроения, ведь замкнутость может перерасти в аутизм. Начните лечение аутизма раньше, чтобы ребенок не вырос одиноким социофобом.

3

Большинство

В ней оказываются дети, ничем не выделяющиеся среди остальных в хорошем смысле этого слова. Они естественны, ведут себя спонтанно и интуитивно. Они не назначены формальными лидерами, не обладают качествами любимчиков и других ролей. Действуют и мыслят согласно возраста – 7-летний мальчик предпочитают играть в футбол, нежели учиться, а 15-летней девочке больше по душе модные журналы, чем роль старосты.

Большинство – это не серая масса, а обычные дети со своими индивидуальными особенностями.

При этом особенности не выделяют их среди сверстников. Например:

  1. Роль большинства: 10-летняя Катя занимается рисованием в художественной школе. Очень увлечена, планирует стать известным художником. Об увлечении осведомлен близкий круг общения.
  2. Лидер: 12-летний Вова играет в шахматы. Посредственно, но все вокруг знают, что он станет великим шахматистом.
4

Неудачники

Эту роль играют дети с низкой самооценкой.

В силу определенных обстоятельств детский коллектив воспринимает школьника как собирателя проблем и трудностей.
Образ формируется не сразу, а при планомерном порицательном отношении взрослых. Учитель может насмехаться над способностями, критиковать умения или недостаток навыков. Слушая критику, коллектив начинает относиться к ребенку соответственно. Любые попытки исправить положение, проявить себя или показать с лучшей стороны остаются незамеченными или критикуются. Неудачников сторонятся, их не «впускают» в свою компанию. Часто сверстники задевают неудачника ради забавы, издеваются и «тыкают носом» в его неумелость.

Помимо отношения учителей к ребенку, роль неудачника может сформировать социальный статус. Например, внешний вид ребенка «бюджетный», а остальные дети из разряда «мажоров». Неспособность проявить свои внутренние качества, раскрыться из-за неуверенности в себе позволят сверстникам отвести роль неудачника. А дополнительные причины дети придумают обязательно.

Взрослая жизнь неудачников может пойти по двум сценариям:

  1. Вопреки всем и всему добьется успеха.
  2. Подтвердит свою роль и опустится вниз.
5

"Белые вороны"

Эту роль в коллективе играют дети, чьи интересы или проявления отличны от других.

Белые вороны могут иметь необычную внешность (например, полнота или излишняя худоба, пирсинг, розовые волосы), нестандартно говорить (с придыханием, пискляво или низко), вести себя отстраненно или иметь странное увлечение.

Такие дети не изгои. Они имеют друзей, почитателей и пользуются уважением в коллективе. В некоторых случаях вызывают насмешки, но это исключение. Это тот тип детей, которые не оставляют равнодушным – либо интересуются и тянутся к ним, либо не понимают и посмеиваются. На самооценку белой вороны отношение сверстников особо не влияет, так как их непохожесть – это неотъемлемая часть личности и повод для гордости.

Из белых ворон вырастают уникальные талантливые люди, знаменитости или мастера своего дела.
6

Ябеды

Такая роль присуща детям с заниженной самооценкой. Они не уверенны в своих силах и способностях, не обладают талантами и успехами.

Шестерки нуждаются в покровителе и защитнике, рядом с которым ощущают силу, значимость. Эта ценность появляется за счет прислуживания покровителю, исполнения его воли.

Чаще всего ими являются хулиганы, которые также нуждаются в «последователях» для демонстрации своего могущества и выполнения поручений.

Ябедами не становятся сами по себе, это всегда «взаимовыгодное сотрудничество» с хулиганом или разгильдяем. В кооперации шестерки ведут себя дерзко, могут запугивать других детей, унижать, самоутверждаться. Без союзника-хулигана шестерка становится трусливой социальной единицей.

Во взрослой жизни такой человек зачастую продолжает играть роль шестерки, когда постоянно «прилипает» к кому-то более сильному, получая покровительство.

7

Хулиганы

Это дети, которых в коллективе побаиваются. Они не обладают лидерскими качествами, их не принимают и не любят. Зачастую не обладают высокими интеллектуальными способностями, достижениями или увлечениями. Успеваемость в школе ниже среднего, целей саморазвития нет.

Желая хоть как-то самовыразиться, дебоширят, запугивают и ведут себя вызывающе. Таких детей сторонятся, не уважают, опасаются.

Хулиганы могут действовать спонтанно, эмоционально и недальновидно. Их поступки деструктивны и направлены на самоутверждение за счет страха других перед ними.

У хулиганов нет настоящих преданных друзей, так как ожидать можно чего угодно даже по отношению к приятелю. В большинстве случаев хулиганы вырастают в девиантных личностей. Но бывают счастливые исключения, когда ребенок попадает в среду других ценностей и перенимает их.

8

Как определить роль ребенка в коллективе и помочь ему

Определить роль ребенка в коллективе просто.

  1. Родители знают особенности чада и наблюдают его поведение в кругу друзей, например.
  2. Ребенок младшего школьного возраста рассказывает о происходящем в коллективе.
  3. Семья может узнать о стиле поведения учителя, тренера или сверстников.

Независимо от роли ребенка, задача родителей – вырастить гармоничную личность. Чтобы устранить негативные последствия в будущем и помочь школьнику занять иную позицию, следует предпринимать активные меры:

Лидер

Лидерство – это здорово, но важно, чтобы оно не превратилось в самоцель. Свою позицию нужно подкреплять действиями. Помогайте ребенку развиваться в интересных направлениях: спорте, интеллектуальной деятельности, хобби и т.д. Лидерство нужно нести заслуженно.

Любимец

Помогите малышу завести друзей в классе и стать принятым в коллективе. Это обезопасит его от негатива сверстников в будущем. Приглашайте одноклассников в гости, устраивайте походы или совместную деятельность. И попросите учителей не выделять вашего малыша среди других. Это демонстрирует ненужность стараться и прилагать усилия, ведь он и так нравится.

Ребенок из большинства

Это целостная роль, но родителям важно не пропустить таланты ребенка и его интересы. Быть положительным ребенком здорово, но можно завести необычное хобби и раскрыть талант.

Неудачник

Если ребенка воспринимают изгоем, следует вести работу над повышением самооценки и умением постоять за себя. Хвалите ребенка в быту даже за мелочи. Запишите в спортивную секцию или театральный кружок, где школьник сможет раскрыться. Это придаст ему уверенности и он сможет дать отпор обидчикам. Проговорите качества или достижения, которыми он мог бы гордиться, поощряйте на достижения.

“Белая ворона”

Необычным ребенком можно восхищаться, но следует подумать над тем, как его изюминка отражается на социальной жизни.

Иногда странные интересы или вид ребенка отпугивают, приводя к одиночеству.
Помогите ребенку найти единомышленников, собирайте детские компании у себя в гостях, организовывайте праздники. Приглашайте разных детей, чтобы он научился взаимодействовать не только с такими как он, но и со всеми.

Ябеды

Стоит обратить особое внимание на мотивацию такого поведения. Шестерками становятся дети, обделенные лаской и защитой семьи. Поэтому ищут тех, кто бы компенсировал недостачу.

Уделяйте больше времени чаду, интересуйтесь его делами и помогайте. Любите даже тогда, когда он меньше всего заслуживает.

Обязательно спрашивайте совета или точку зрения ребенка, так он почувствует свою ценность. Дети должны знать, что дома они нужны и значимы.

Хулиган

Таким образом малыш пытается хоть как-то обратить на себя внимание и ощутить свою важность, власть. Объясните, что лучше поступать правильно и обращать этим внимание других, нежели плохим поступком. Отмечайте хорошие дела, хвалите. Не реагируйте привычным способом на хулиганство: если вы обычно реагируете на проступки повышением тона, теперь сдерживайтесь и не переходите границ. Озвучьте свое недовольство сухим тоном один раз и накажите.

Лучшим наказанием будет лишение удовольствий или развлечений – интернета, компьютерных игр или похода в кино. Важно проговорить вид наказания до совершения поступка, чтобы ребенок понимал, чего ожидать за содеянное.
Нахулиганил – лишился игр на сутки. Обращая внимание на хорошее и наказывая за плохое, вы научите ребенка понимать, что лучше вести себя достойно.
Заключение

Заключение

Роль ребенка в коллективе зависит от особенностей его окружения, отношения взрослых. Несмотря на сложившийся уклад ролей, вы как ответственный родитель, можете помочь изменить. Ребенок не понимает далеко идущих последствий своей роли, самостоятельно не справится с ее сменой. Помогите школьнику. Он отблагодарит вас в будущем гармоничными отношениями с окружающими.

ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru

Видео к материалу

Понравилась инструкция?

7 Да Нет 0